Академик РАН Геннадий Гамзиков рассказал о том, какой он запомнил войну

Академик РАН, доктор биологических наук, профессор Новосибирского Государственного аграрного университета Геннадий Гамзиков рассказал "РГ" о том, какой ему запомнилась Великая Отечественная война:

Академик РАН Геннадий Гамзиков рассказал о том, какой он запомнил войну
© Российская Газета

- Мне было всего четыре года, когда война началась, но я это хорошо помню. Меня из города увезли к дедушке с бабушкой в деревню и там оставили. Помню, как уходили на фронт родственники, друзья, знакомые, жители деревни, и все меньше и меньше оставалось трудоспособных людей. Не было хлеба, продуктов, сложно было с учебой в школе. И бабушка, и другие женщины круглосуточно работали в поле, на огородах, выращивали овощи, отправляли и говорили, что это все для фронта, чтобы накормить бойцов.

Помню, как приезжал в деревню почтальон на лошади и развозил письма, извещения и, в том числе, похоронки. И пока почтальон ехал по деревне, то в одном ее конце, то в другом, начинался плач. А вечером, когда люди приходили с работы, плач стоял по всей деревне - от вестей, что родной человек или умер, или убит. А потом люди начинали нести в дома, где стоял плач, кто что мог, кто картошку, кто хлеб - чтобы помянуть погибших.

У меня на фронте было четыре дяди. И, конечно, не всегда вовремя приходили письма, весточки от них. Двое погибли во время войны, мы также получили похоронки. Жена одного дяди была беременна, когда он ушел воевать. Родившуюся дочку он даже не видел. У второго дяди дочка только родилась, он тоже ушел на фронт и не вернулся.

С фронта возвращались люди раненые, на костылях, хромые.

В деревне в то время не было даже радиоприемника. И вести с фронта получали только от людей, через вторые, третьи руки - как дойдет. Но самое главное, что все ждали Победу.

И когда я стал взрослым, я понял, что в годы войны был громадный патриотический порыв - помочь всем и победить.

Два моих дяди вернулись с фронта, рассказывали, что и как было. И, конечно, с большим уважением относились мы, школьники к тому, что наши родные воевали за нашу Родину.

И мы думали, что мы тоже вырастем и тоже будем всегда защищать свою страну. И мы всегда отмечали наши Дни Победы. Вспоминали погибших на боевом фронте и фронте трудовом.

Многие ребята, особенно мои сверстники, остались сиротами после войны. И тяжело было идти учиться. Но Советская власть заботилась о детях. Для малообеспеченных всегда были путевки в пионерлагеря. Там хорошо кормили. Ремеслам обучали. В походы мы ходили в лес, костры жгли. Я считаю, что детство наше послевоенное было трудное, но очень интересное. Кроме того, мы были все дружные, друг другу помогали. Помню, когда я в первый раз поехал в лагерь в четвертом классе, мама положила мне большую подушку в машину, которая нас увозила. А потом, когда смена закончилась и надо было ехать обратно, машина сломалась и не пришла за нами. И мы пешком 15 километров шли. У меня была сумка с вещами и эта подушка. И я тащил ее, маялся, и ребята мне ее тоже тащить помогали. Мама потом сказала, что надо было бросить эту подушку, но не мог же я оставить такую ценность. Тем более, что помощь была.

Я вырос и пошел учиться в сельхозинститут. Учился с удовольствием.

Мой дедушка, который воевал, когда узнал, что я на агронома пойду учиться, одобрил. Говорил, что грамотному в жизни легче прожить. И рассказал историю о том, как в Первую мировую войну, когда они стояли в окопах, на них пошло зеленое облако. И тут выбежал вольноопределяющийся - студент, который добровольно ушел на фронт. Он закричал, чтобы солдаты брали мокрую ткань, закутывали голову и ложились на самое дно. Солдаты это сделали, и в роте все остались живы. А соседнюю роту никто не предупредил, поэтому солдаты там погибли - от отравляющего газа, который применил противник.

"Вот, что значит быть грамотным, - говорил дедушка. - Учись!"