Внук наркома Молотова раскрыл неизвестные детали последних дней Великой Отечественной войны

Почему на параде Победы в июне 1945-го не было знамени Победы? Поверил ли Сталин в самоубийство Гитлера? Что Клементина Черчилль делала в Москве, пока ее супруг разрабатывал в Лондоне антисоветский план «Немыслимое»? Сколько раз на самом деле Германия заявляла о капитуляции? О неизвестных деталях последних дней и недель Великой Отечественной войны рассказал внук наркома иностранных дел СССР Вячеслава Молотова, историк, депутат Госдумы Вячеслав Никонов.

Внук наркома Молотова раскрыл неизвестные детали последних дней Великой Отечественной войны
© Московский Комсомолец

После смерти Гитлера многие из его окружения попали в наши застенки, рассказал Вячеслав Никонов на пресс-конференции в Москве. В основном элита НСДАП оказалась разговорчива. Все они подтверждали официальную версию Берлина о том, что фюрер действительно покончил с собой. Однако Сталин до конца жизни так до конца и не поверил в самоубийство Гитлера.

- Сталин считал, что этот хитрый жук все-таки где-то спрятался, - говорит Вячеслав Никонов.

Детали штурма Рейхстага Никонов восстанавливал по архивам и пришел к неожиданному выводу: та хрестоматийная история, которая изложена в мемуарах Георгия Жукова и всех учебниках, на самом деле не точна:

- Жуков основывался на донесениях. А они спешили. Все донесения опережали события. И знамя над Рейхстагом было не тогда, как описано в учебниках и воспоминаниях Жукова, - пояснил историк.

Знаменитая фотография «Знамя над Рейхстагом» - это постановочное фото. Оно было сделано 2 мая 1945-го. 30-го апреля, когда знамя реально было помещено на здание немецкого парламента, было не до съемки. Все происходило ночью и под плотным обстрелом. Да и поставить флаг так высоко в тех условиях было невозможно. Михаил Егоров и Мелитон Кантария действительно установили флаг, но пониже. А вообще, по слова Никонова, флагов там было несколько.

Вот еще один интересный факт – на параде Победы 24 июня не было знамени Победы. Почему? В учебниках истории об этом ничего не сказано.

А получилось вот что. Нести знамя должны были капитан Степан Неустроев, Егоров и Кантария. Но они провалили строевую подготовку. Их не пустили на парад. Неустроев еще и сильно хромал, он был ранен в ногу. Так что на параде Победы в 1945-м знамени Победы не было. Первый раз оно появилось на параде только в 1966 году.

Боевые действия после взятия Рейхстага продолжались. Особый интерес историков вызывает тактика гитлеровского военного командования. Они приказывали войскам вермахта стоять насмерть на востоке и по максимуму сдаваться в плен на западе. Почему? Да потому что таков был план Черчилля. Британский премьер, готовясь поднимать тосты «за великого Сталина» (что он, собственно, потом и сделает), втихаря готовил план военного противостояния с Советским Союзом. Он стал известен под кодовым названием «Операция «Немыслимое». Лондон планировал использовать уцелевшие части гитлеровской армии для вытеснения советских войск из Восточной Европы.

- Сдавались целыми дивизиями. И в том же время стояли насмерть на востоке. Самая серьезная группировка оставалась в Чехословакии – миллион боеспособных солдат. Это была очень серьезная операция. Причем уже тогда советская разведка фиксировала, что немцы сдаются союзникам, но их не разоружают. Черчилль не разоружал немецкие формирования. Он надеялся их использовать против нас. План «Немыслимое» официально появился позже, но уже тогда всё было готово к его реализации, - раскрывает Никонов детали дьявольского плана британцев.

При этом Черчилль делал жесты и в адрес нашей страны. В апреле-мае 1945-го в Москве гостила его супруга Клементина. Она приехала по линии Красного креста. Супруга Черчилля 9 мая по радио поздравляла советский народ с Победой. Принимала в Москве Клементину бабушка Вячеслава Никонова, Полина Жемчужина. Историк раскрыл неизвестные подробности этого визита:

- Жена Молотова выполняла функции первой леди, если надо. Она возила Клементину по стране, по Москве. В архиве обнаружились поразительные кадры. Клементина Черчилль с моей бабушкой на фабрике «Красный Октябрь» дегустировали продукцию, курили со страшной силой. Потом их привели в школу, где их встретила отличница с цветами, произнесла какую-то речь – к сожалению, без звука. Эта отличница – моя мама.

Даже о капитуляции Германии известно не всё. Во-первых, капитуляций было несколько. Сначала немцы капитулировали 2 мая. Затем была еще одна - в Реймсе. В том, что гитлеровацы склонили головы не только перед Лондоном и Вашингтоном, а перед всеми союзниками (они изначально этого не хотели) велика роль генерала и будущего 34-го президента США Дуайта Эйзенхауэра

Он настоял, чтобы это была капитуляция не перед англо-американцами, а перед всеми. Американский генерал, как рассказывает Никонов, «вытащил» советского коллегу Ивана Суслопарова, который в тот момент оказался в Реймсе. Но тот не понимал, что ему делать:

- Он, бедолага, пишет в Москву: подписывать – не подписывать ему капитуляцию от имени Советского Союза? - рассказал историк, - Самое любопытное, что к моменту подписания капитуляции он так и не получил никакого ответа из Москвы. Он подписал, хотя за это мог поплатиться очень и очень серьезно. Но подписал на свой страх и риск. Сталин это, естественно, дезавуировал. Но Суслопаров отделался легким испугом. Его не расстреляли и не посадили. Но Сталину это не понравилось. Он сказал, что капитуляция должна быть в Берлине. Тот акт капитуляции, который нам всем известен, принимал маршал Жуков. Он состоялся уже в тот момент, когда в Москве было 9 мая.

Кстати, изначально союзники договорились, что именно 9 мая будет объявлено всеми победителями Днем Победы. Ни Лондон, ни Вашингтон не вытерпели:

- Гарри Трумен написал, что объявит о Победе 8-го мая с утра. Наши протестовали. Было письмо Сталина. Но якобы Трумену не смогли передать это письмо, хотя наши дипломаты пытались достучаться до него. И Черчилль выступил раньше. А затем, уже 9 мая, в 2:30 ночи Левитан объявил о Победе.