В 1944 году впервые прозвучала песня "Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат"

Предпоследний год войны тоже был тяжелым. Да, Советская Армия освободила правобережную Украину, а разбив группу армий "Юг" знаменитого генерала-фельдмаршала Майнштейна, уже звание которого вызывает некую оторопь, впервые в Великой Отечественной войне вышла за государственные границы. Начала освобождать Европу от фашизма, пока - в Румынии.

В 1944 году впервые прозвучала песня "Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат"
© Российская Газета

Оттого и песни в 1944 году стали появляться уже иные, с мелькающими в них зарубежными названиями и новыми позитивными настроениям. "Под звездами Балканскими", "Песня о моей Варшаве"(летом этого года Советская Армия вступила и в Польшу), "Дорога на Берлин" - таких писалось уже немало. Хотя фашистская армия оснастилась новыми танками, усилила свою огневую мощь, артиллерийские дивизионы, и поэтому тяжелых, изнурительных сражений Красной армии предстояло еще много. Но всем было уже окончательно ясно: в войне произошел перелом.

Песен о поднятии боевого духа уже было написано немало, как правило - маршевых, в основном - в 1941 году. Да и ободряющих, светлых - о любви, надеждах и о семьях которые ждут солдат - тоже (самые талантливые, лирические произведения появлялись в 1942-1943 годы). Теперь, в 1944-м, стали сочиняться уже и песни, тональность которых еще год назад, пожалуй, сложно было представить: "Веселый танкист", "Плохо варит котелок", "Рогулька" (сочиненная, как утверждают историки, по рассказу Михаила Зощенко). Бойкие, шебутные, даже можно сказать беспечно-бесшабашные. Их уже трудновато было назвать явлениями культуры, скорее - вызывавшими ощущение удали, может, даже порой шутовства…

А каких песен не хватало 1944 году?! Наверное, уже совсем разных, не только маршевых и романтических и, что важно, - в разной стилистике. Поэтому очень быстро стала популярна и новая песня "Огонек", написанная в ритме вальса. Начиналась она со слов:

"На позиции девушка провожала бойца, / Темной ночью простилася на ступеньках крыльца. / И пока за туманами видеть мог паренек, / На окошке на девичьем, все горел огонек. / Парня славная фронтовая семья, / Всюду были товарищи, всюду были друзья…"

В войсках ее, написанную Матвеем Блантером (хотя кто-то и утверждал, что музыка народная) сразу начали петь под гармонь, от первой строки до финальных: "И врага ненавистного крепче бьет паренек / За Советскую Родину, за родной огонек".

Под нее уже можно было и потанцевать на редких вечерах отдыха с однополчанками…

И "Соловьи" Василия Соловьева-Седова на стихи Алексея Фатьянова тоже приняли почти сразу. Здесь были и прекрасная, чуть убаюкивающая и умиротворяющая музыка, и сразу же запоминающиеся строчки о повседневном быте на войне:

"Соловьи, соловьи не тревожьте солдат, / Пусть солдаты немножко поспят". Одновременно и фронтовые, и обычные, почти житейские строки…

А военные песни 1944 года становились меж тем все более мирными и гражданскими…