Белорусские журналисты оживили яркие сюжеты на снимках 1940-х годов

Самые яркие и эмоциональные моменты 1940-х - освобождение Беларуси, взятие Берлина, возвращение победителей на Родину, долгожданные объятия семьи - оживают в иллюстрациях нового проекта белорусского информационного агентства.

Белорусские журналисты оживили яркие сюжеты на снимках 1940-х годов
© Российская Газета

Но для того, чтобы воскресить остановленные 80 лет назад мгновения, каждому снимку пришлось пройти процесс проверки фактов на достоверность, так называемый фактчекинг. В семейном альбоме руководителя отдела визуальной информации БЕЛТА Натальи Козич много дорогих сердцу фото. А идея оживить фотографии военных лет возникла у журналиста из желания показать, что те, кто сражался за родную землю, были не только героями, но и обычными в будни людьми.

Они окрыленными мчались к сослуживцам, чтобы сообщить о капитуляции Германии, радостно встречали цветами освободителей и нежно обнимали своих детей, которых удалось увидеть впервые за несколько лет. Снимки солдат, тщательно отобранные из обширной фотохроники агентства, национального архива кинофотофонодокументов, музея истории Великой Отечественной войны и семейных архивов, с помощью искусственного интеллекта погружают зрителей в атмосферу 80-летней давности.

И в эти дни на зрителей глядят родные из поколения победителей. Кстати, все прадедушки и прабабушки Козич участвовали в Великой Отечественной войне. Три ее брата прадедушки со стороны мамы погибли на фронте. Прадед с папиной стороны умер от ран в госпитале в Белостоке. А бабушка была связной в одном отряде с Маратом Казеем, вспоминает она.

Комментируя творческую инициативу коллектива, Наталья Леонидовна пояснила, что одной идеей удалось объединить два проекта. "Парад Победителей: истории и лица" рассказывает о судьбах белорусов, которые участвовали в легендарном параде 1945-го в Москве. А проект "Ожившие фото" представляет собой около десятка коротких видеороликов, которые позволяют стать свидетелями очень эмоциональных моментов и пережить их вместе с героями.

Оценивая проделанную работу, Наталья отметила, что проект хорошо передает атмосферу 1940-х. Но лично ее больше всех тронуло, казалось бы, самое рядовое фото 1945-го: победитель возвращается в родную белорусскую деревню, где его встречает все село.

Правда, когда рассматриваешь сам статичный снимок, видишь улыбающегося солдата и девочку на его руках, но, как только фотография оживает, она наполняется атмосферой настоящего счастья от великой Победы. Около месяца ушло у авторов проекта на то, чтобы оживить фотографии. Причем большую часть времени занял не сам процесс, а подготовка к нему и следующий за ним фактчекинг. Оказалось, что и за нейросетями нужен глаз да глаз.

Во-первых, нейросети сложно справляться со снимками низкого качества военных лет. Особенно очевидно несовершенство технологии, если снимок групповой. Поэтому приходилось тщательно обрабатывать каждый снимок: дорисовывать недостающие части, делать более четкими размытые линии.

Словом, в каком-то смысле новый проект стал машиной времени: с его помощью удалось если не стереть 80-летнюю дистанцию между поколениями, то уж точно ее сократить.