Павел Волков: «Надежда на фоне развалин»

Работа фотокорреспондента на линии боевого соприкосновения сопряжена с опасностями. Он рискует жизнью, чтобы запечатлеть страшные картины, происходящие в зонах конфликтов. Подобные снимки играют важную роль в документировании событий. Они не только фиксируют жестокие моменты столкновений, но и передают дух времени, мужество и стойкость людей. Работы Павла Волкова рассказывают о ежедневном риске для жизни и безвозвратных потерях. И тем не менее они вселяют надежду... - Почему вы выбрали такой сложный жанр, как военная фотожурналистика? - Философский вопрос, на него нет однозначного ответа даже спустя много лет. Профессия сама меня нашла. Объяснить это невозможно. Просто так случилось. Сейчас работаю в том же направлении и, пока есть уверенность, что это действительно важно, продолжаю идти вперёд. Могу даже не спать несколько суток и нисколько не устаю. У меня есть внутреннее ощущение, что нахожусь там, где должен быть. - Расскажите о фотопроекте «Помощь всем миром: как живут жители Курской области». В нём собраны ваши снимки, которые никого не оставляют равнодушными. - Все помнят события, произошедшие 6 августа 2024 года, когда вооружённые силы Украины атаковали позиции России в приграничных районах Курской области. Обстановка в регионе была признана чрезвычайной ситуацией федерального характера. Вместе с коллегами из других средств массовой информации я в первых рядах отправился туда. Мы участвовали в эвакуации местных жителей, делали репортажи из пунктов временного размещения, выезжали на линию фронта и готовили материалы о наших бойцах. Трудились вместе с телевизионщиками, были неразлучны с ними несколько недель. Во время фотосъёмки я больше всего сосредотачивался на гуманитарной проблеме. Пытался отразить, как произошедшее сказывалось на простых людях. Речь о тех, кто лишился жилья и средств к существованию. Они были вынуждены покинуть родные края, так как часть населённых пунктов оказалась захваченной. Пришлось в спешке эвакуироваться в безопасные места - в Курск или соседние области. Когда человек приезжает практически без ничего - документов, денег, родственников и знакомых, ему приходится нелегко. Именно для таких граждан организовали временное убежище. В тот момент я перестал ездить на передовую и несколько дней активно работал с пострадавшими, показывая, как они справляются с ситуацией. - Одна из самых пронзительных ваших фоторабот – «Портрет бабы Нины и бездомного кота в разрушенном посёлке Светличное в Луганской Народной Республике». Как она появилась? - В 2022 году я много времени провёл в Луганской Народной Республике. Тогда и сфотографировал их. Снимок стал визитной карточкой целой серии фоторабот. Историю, связанную с бабой Ниной, нельзя назвать положительной. Но в ней присутствует лучик надежды на фоне большой трагедии. На окраине посёлка, где проживала героиня, происходили столкновения. Дома в нём были полностью разрушены, не сохранилось ни одного целого жилища. В тех местах находились небольшие части луганской народной милиции и армии ЛНР. Бойцы поведали, что осталась одна чудом уцелевшая старушка. Они делились с ней едой. Мы решили познакомиться с пожилой женщиной. Оказалось, баба Нина всю жизнь на одном месте. Муж давно умер. Сохранились лишь воспоминания. Работала в Доме культуры. У неё есть сын где-то во Владивостоке, но связь с ним потеряна. Женщина в буквальном смысле ютилась на руинах, но эвакуироваться вместе со всеми принципиально не захотела - не видела себя на чужбине. Её жилище оказалось без крыши, в любой момент могли пойти дожди и затопить погреб, в котором пряталась. Земля вокруг была усеяна осколками разорвавшихся снарядов. И во всём этом ужасе бабушка умудрялась проявлять доброту и человечность - подкармливала кошек, делилась с ними и без того скудными запасами еды, собрала вокруг себя животных со всей округи - больше 15 точно. Мы с коллегами поняли: оставлять бабу Нину в таком положении нельзя. ФОТО: Павла Волкова / Портрет бабы Нины По прибытии в Луганск удалось договориться разместить её в доме престарелых. На следующий день отправились за ней, не зная, застанем ли, ведь телефон и связь не работали. Мы надеялись на удачу. К счастью, пенсионерка оказалась на месте. Ей было очень тяжело принять решение покинуть родные стены, но в итоге удалось убедить: нужно уезжать. Я посоветовал обязательно взять с собой фотоальбом. Во время сбора вещей возникла проблема: не удалось найти паспорт. Так как на краю посёлка всё ещё шли бои, терять время было нельзя, выдвинулись в путь без него. Когда добрались до пункта назначения, подключились коллеги-журналисты из Луганска. Они решили создать информационный повод из нашей истории: военкоры спасли бабушку. Включили камеры, и в этот момент мне пришла в голову идея воспользоваться ситуацией. Как раз подошёл директор дома престарелых, чтобы дать интервью. Его снимали крупным планом, и тут я сообщаю, что паспорт пожилой женщины утерян. Чиновник не смог отказать на камеру и пообещал уладить ситуацию. Вот такая небольшая хитрость с моей стороны. Через неделю мы заехали навестить бабу Нину, она хорошо выглядела. Что удивительно, документ всё же нашёлся среди вещей, которые успела забрать. - Экологическая катастрофа, недавно развернувшаяся на побережье Чёрного моря, взволновала многих. Вы стали одним из первых, кто не остался в стороне и осветил проблему. - Тысячи тонн мазута попали в воду и вызвали тяжелейшие последствия. Огромное количество птиц, дельфинов и других морских обитателей пострадали от загрязнения, песчаные пляжи Анапы оказались под слоем нефтепродуктов. Вся эта история в большей степени непонятна. Особенно остро стоит вопрос о безопасности экосистемы. Такие серьёзные происшествия случаются нечасто, поэтому конкретных моделей поведения, которые следует применять в подобных прецедентах, нет. Нефтепродукт ведёт себя непредсказуемо: может лежать на дне, плавать в виде отдельных кусков или его выбрасывает на берег. Существует много экспертных мнений, почему произошла утечка и как в дальнейшем будет развиваться ситуация, но не хватает слаженных действий и понимания, каких последствий ожидать. Честно скажу, я не принимал участия в деятельности группы, занимающейся сбором мазута. Не потому, что не люблю работать: конечно, можно было взять лопату и махать ей до позднего вечера, но я приехал, чтобы сделать фотографии, поскольку проблема требует максимального освещения. Даже от моих небольших публикаций в социальных сетях был большой отклик от людей. Многие спрашивали, как можно помочь, предлагали финансовую поддержку. Я выступал в качестве связующего звена. Соединял с волонтёрами, которые подробно объясняли, куда приехать и что нужно делать. - Есть ощущение, что в ваших работах много постановочных, портретных фотографий. Или всё репортажная съёмка? - Скорее второе. Я работаю там, где невозможно искусственно создать кадр. Например, идут бои, вокруг грохот, каждая секунда жизни может стать последней, и тут появляется какой-то фотограф и предлагает попозировать на камеру. Это абсурдно! А вот мои советские коллеги во время Великой Отечественной войны трудились по-другому. Они приезжали на фронт, где в подчинение выделяли несколько человек. Действовали чётко по техническому заданию: несколько раз с оружием в атаку сходить, на танке проехать и так далее. Команда работала по заранее намеченному плану, чтобы Сталин утвердил снимок. С подробностями можно ознакомиться в городском архиве. Я изучал данный вопрос. Все документы, касающиеся информационного бюро и фотокорреспондентов в те времена, доступны для изучения. ФОТО: из личного архива Павла Волкова Визитная карточка Павел Волков - российский фотожурналист. Родился 22 мая 1987 года на Урале. Окончил Российский государственный гуманитарный университет по специализации «История мирового искусства». Выпускник факультета фотографии имени Гальперина. Работал в газете «Деловой Петербург», затем в издании «Вечерняя Москва». Сегодня является корреспондентом информационного центра «Известия». Занимается съёмкой социальных проектов о России. Победитель фестиваля «Молодые фотографы России», международных конкурсов фотожурналистики имени Андрея Стенина и «Прямой взгляд», премии «Золотое перо России» и многих других.

Павел Волков: «Надежда на фоне развалин»
© МВД МЕДИА