Горы снимают шапки: что происходит с ледниками Кавказа
Всемирная метеорологическая организация и ЮНЕСКО объявили 2025 год Международным годом сохранения ледников. Сделано это, чтобы привлечь внимание к сокращению ледяного покрова планеты, ведь с каждым годом проблема становится все более острой.
Льдина величиной с Германию
Всего в мире насчитывается более 275 тысяч ледников общей площадью 16 млн кв. км — это около 11% всей суши. На горные районы приходится лишь 5% ледников, но их значение — колоссальное. С 1975 года из-за глобального потепления наша планета потеряла более 9 трлн тонн льда. Такая цельная глыба была бы размером с Германию и толщиной 25 метров.
На Северном Кавказе начиная с 1970-х годов площадь ледников сократилась примерно на треть, рассказывает кандидат географических наук, заведующий отделом гляциологии Института географии РАН Павел Торопов.
— Есть регионы, где оледенение сокращается достаточно медленно, — в Скандинавских горах, Исландии, на Аляске. Там потепление компенсируется большим количеством осадков в виде снега. На Кавказе ситуация иная: летом там все больше малооблачных дней, увеличивается приток солнечной радиации, да и температура растет. А вот снега даже зимой все меньше. То есть ледникам неоткуда компенсировать летние потери массы, — поясняет ученый.
По словам профессора географии и геоинформатики факультета международных отношений СКФУ, доктора географических наук Алексея Лысенко, кавказские ледники отступают с разной скоростью. Быстрее всего тают крупные, расположенные на относительно небольших высотах.
— Ледник Алибек в Тебердинском нацпарке отступает по 10−50 м, а иногда и по 100−200 м в год. Это очень быстро, — предупреждает Лысенко.
Тем не менее ученые считают, что темпы таяния кавказских ледников примерно соответствуют средним по планете. А вот, например, ледники на Килиманджаро в Африке почти полностью исчезли.
«Водонапорные башни» мира
Ледники хранят около 70% всех запасов пресной воды на Земле. Поэтому их исчезновение — угроза для водных ресурсов. В первую очередь рек.
— У основных водных артерий Северного Кавказа, Кубани и Терека, доля снежно-ледникового питания, формирующегося в горах, составляет примерно 10%, а в отдельные годы достигает 20%. И если сокращение ледников продолжится теми же темпами, к концу века воды в этих реках станет на 10−20% меньше, — говорит Павел Торопов.
Это негативно скажется на сельском хозяйстве — предгорья рискуют столкнуться с опустыниванием. Впрочем, в этом процессе негативную роль играет и деятельность человека, считает Алексей Лысенко из СКФУ. Полупустыни, тундры и лесотундры — очень чувствительные к нагрузке экосистемы.
Риски для инфраструктуры
Еще одна проблема — селевые озера, которые появляются на месте тающих ледников. В будущем это приведет к росту числа селей, оползней и ледовых обвалов, что осложнит строительство и обслуживание дорог.
— Конечно, это не постоянные процессы, но они влияют на стоимость содержания инфраструктуры, — отмечает Лысенко.
По мнению Павла Торопова, пострадает и туристическая привлекательность Северного Кавказа.
— Лыжникам и альпинистам неинтересны горы без снега. Да, у нас есть Эльбрус, один из самых высокогорных курортов в мире. Но уже к концу века зоны стабильного катания на высоте 2000−3000 м будут отсутствовать, а кататься на 4000−5000 м могут далеко не все, — поясняет Торопов.
Впрочем, полностью Кавказ свои снежно-ледовые шапки не потеряет. Даже по самому пессимистичному прогнозу в регионе к концу XXI века останется 15−20% от нынешнего объема льда. По более мягкому — около половины, говорит Павел Торопов и напоминает, что климат на планете меняется циклично.
— Примерно через 1000 лет начнется постепенный откат к похолоданию, связанный с наступлением очередного ледникового периода. И через 2000−2500 лет оледенение на Кавказе, скорее всего, вернется к уровню середины XX века, — прогнозирует ученый.
Как изучают ледники
За ледниками наблюдают как со спутников, так и в ходе экспедиций. Гляциологи Института географии РАН ежегодно работают на ледниках Джанкуат, Гарабаши и Микельчиран. Ученых интересует и прошлое этих глыб. По слоям льда, как по кольцам деревьев, можно узнать о климате, составе атмосферы и даже катаклизмах, произошедших тысячи лет назад. Для этого в толще льда бурят керны — цилиндры, которые забирают на анализ.
В 2023 году российские ученые впервые пробурили ледник ИГАН на Полярном Урале. До этого были получены керны на Эльбрусе и на Безенгийской стене, где глубина скважин достигала 180 м. В планах — бурение у вершины Казбека.
Однако ученые считают масштаб исследований недостаточным и призывают запустить госпрограмму мониторинга с соответствующим финансированием. В СССР такая программа позволяла постоянно наблюдать за десятками ледников в разных частях страны. Сейчас же измерения ведутся лишь на шести-семи ледниках.