В Кургане представили новое прочтение пьесы Островского "Бесприданница"

Курганский театр драмы представил премьеру спектакля "Бесприданница". Пьесу Островского ставили на этой сцене в 1969 году, однако авторы постановки продолжают искать новое прочтение этой трагической истории любви.

В Кургане представили новое прочтение пьесы Островского "Бесприданница"
© Российская Газета

Пересказывать сюжет нет смысла: произведение изучают в старших классах, а кто не читал, наверняка смотрел фильм "Жестокий романс". В новом спектакле привлекает прежде всего игра актеров: как они передают дух времени, чувства героев и накал страстей, которые кипели 147 лет назад. Оказывается, долго вживаться в роль им не пришлось. Конечно, времена сейчас другие: эмансипация, цифровизация, самореализация, высокие технологии и искусственный интеллект. Только люди, к сожалению, не изменились. Никуда не делись меркантильность, зависть, предательство, лицемерие и даже мошенничество. Вот, например, обедневшая дворянка Харита Игнатьевна Огудалова предлагает ухажерам младшей дочери Ларисы (актриса Екатерина Антропова) три раза заплатить за одно и то же украшение. "Без хитрости на свете не проживешь", - оправдывается вдова.

По большому счету в пьесе нет ни одного положительного персонажа. Но актеры умудряются в каждом найти и подчеркнуть что-то человеческое. Для Любови Савиной, исполнительницы роли Хариты Огудаловой, ее героиня прежде всего мать троих дочерей, и нет ничего предосудительного в том, чтобы удачно выдать их замуж. Однако страх остаться без денег на старости лет заставляет Огудалову крутиться, "как вор на ярмарке", толкает на предательство, она заставляет дочерей лгать и унижаться перед сильными мира сего ради собственной выгоды.

Или взять Мокия Кнурова - его сыграл заслуженный артист РФ Сергей Радьков. Пожилой, но молодящийся делец с громадным состоянием в строгом костюме и черной шляпе с широкими полями, как у ковбоя. Он больше молчит, да и с кем разговаривать человеку, который ворочает миллионами? Важные разговоры Кнуров ведет в Петербурге да за границей. Чтобы заполучить Ларису, разыгрывает ее, как вещь, в орлянку с торговцем Вожеватовым (Станислав Ермолин). Судьба бесприданницы зависит от монетки: орел или решка. Однако Сергей Радьков и в законченном негодяе нашел плюсы. По словам артиста, в работе над ролями он пытается за что-то зацепиться и найти в герое нечто теплое и близкое ему. У Островского такой зацепкой стала одна фраза: "Я бы ни на одну минуту не задумался предложить вам руку, но я женат", - говорит Кнуров. Это единственное, что его останавливает.

- Я считаю, Кнуров, как мальчишка, по-настоящему влюбился в Ларису, - поделился Сергей Радьков. - Просто он не может переступить через какие-то каноны, свое положение в обществе. Читаешь пьесу и думаешь: мамочка, на дворе 2025 год! Поменяйте имена и фамилии, повнимательнее присмотритесь… Вы все увидите сами.

Роль бедного чиновника Карандышева досталась Никите Мезенцеву - попадание, как говорится, в яблочко. От его игры осталось самое сильное впечатление. Актер так органично изобразил, с одной стороны, тщеславного и ревнивого жениха, а с другой - искренне любящего Ларису, что вызвал сочувствие зала. Кое-кто из зрителей прослезился, наблюдая за финальной сценой, когда Карандышев убивает изменившую ему невесту. Но пьеса все-таки не про любовную драму и не про причуды богатых: "подчас и ваксой напоят, и в бочке с горы, для собственного удовольствия, прокатят".

- "Бесприданница" - про то, как из мира уходит чистота, ей просто нет места в обществе, - раскрыла замысел режиссер-постановщик из Санкт-Петербурга Ирина Зубжицкая.

По словам режиссера, Островский писал пьесу в период развития в России дикого капитализма, и вряд ли можно утверждать, что сегодня он ослабил свою хватку. В этом смысле история Ларисы Огудаловой кажется достаточно современной.