В Волгограде планируют установить памятник сталинградскому коту-агитатору
Память о пушистом помощнике героев Великой Отечественной войны хотят увековечить в камне. С такой инициативой выступили представители Международного благотворительного фонда «Сталинградская битва».
Четырехлапый на линии огня
Памятник сталинградскому коту, возможно, появится в Волгограде. Идея создать скульптурную композицию родилась у президента фонда «Сталинградская битва» Дмитрия Белова с опорой на исторический факт.
«Это действительно не легенда, – пояснил кандидат исторических наук. – О коте-агитаторе в мае 1943 года сообщил историк и библиограф Петр Зайончковский, во время битвы на Волге – старший инструктор 7‑го отделения политотдела 66‑й армии. Он, в частности, рассказал, как в 149‑ю бригаду пришел кот из немецкого блиндажа, расположенного примерно в 60 метрах. Кот пришел потому, что у немцев не было еды. Этого кота привлекли к работе по разложению войск противника».
К хвосту кота привязали листовку и отправили к немцам. Через некоторое время кот вернулся без листовки. Несколько раз его так отправляли в немецкие окопы. А потом ему сшили корсет, в который помещалось до ста листовок. Недели две кот переносил их через линию огня. Но потом, как рассказал Петр Зайончковский, «немцы прострелили ему задние ноги, и он пришел умирать в наш блиндаж…».
В 60–70‑х годах Зайончковский передал фотографию этого кота в музей-панораму «Сталинградская битва». Причем в пояснении сообщил, что эта кошачья история случилась в 124‑й стрелковой бригаде. Вероятнее всего, это была невольная ошибка: обе бригады воевали вместе в составе особой группы полковника Горохова (он же и командир 124‑й) практически почти всю Сталинградскую битву.
Между тем в музее «Боевой путь 62‑й (8‑й гвардейской) ордена Ленина армии» одной из московских школ также есть это фото, только без ретуши. Снимок подарила музею бывший старший лейтенант, переводчик 7‑го отделения политотдела 62‑й армии Т. Смирнова. Судя по всему, эта фотография была сделана неслучайно. Возможно, снимал фотокорреспондент фронтовой газеты.
А еще в материалах Комиссии академика Минца есть стенограмма от 9 января 1943 года беседы с генерал-майором, начальником политотдела 62‑й армии Иваном Васильевым. И он также пересказал историю про кота-агитатора.
149‑я отдельная стрелковая бригада с сентября 1942‑го входила в 62‑ю армию. Но с 24 ноября стала действовать в интересах 66‑й армии, официальное же переподчинение состоялось 3 января 1943‑го. До конца Сталинградской битвы бригада воевала на северном берегу Мокрой Мечетки, на Спартановке. Так что история с котом, вероятнее всего, могла случиться с середины ноября до конца декабря 1942 года. И именно в 149‑й бригаде.
Наконец, в пользу этой версии говорит и такой факт. Не так давно историкам удалось найти донесение разведывательного отдела 62‑й армии от 15 ноября – 31 декабря 1942 года. В нем, в частности, говорилось:
«Бойцы т.т. Черкашин и Юфитов (2‑й батальон 149‑й ОСБр) заметили, что кошка, живущая в их блиндаже, время от времени посещает позиции немцев. Они решили использовать ее для транспортировки листовок к противнику. Стали привязывать листовки и, запугивая ее, гонять в к немцам. Кошка таким путем совершила 8 рейсов, занесла фашистам около 100 листовок. А возвращалась без листовок…»
Находчивые бойцы – это красноармеец, командир штурмовой группы Григорий Иванович Юфитов 1914 года рождения и старшина Константин Иванович Черкашин 1907 года рождения. Оба награждены медалями «За оборону Сталинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Возвести на пьедестал
В Великую Отечественную, и в битве на Волге в частности, нашей армии помогали громить врага животные: лошади, верблюды, собаки и даже голуби. Но именно в Сталинграде известен единственный случай за всю войну боевого, точнее военно-политического, использования кошек. Так что кот-агитатор вполне достоин отдельного памятника.
«В Волгограде немало памятников, посвященных Сталинградской битве. Есть и мемориал собакам – истребителям танков, – отметил Дмитрий Белов. – Вместе с тем интересен не только сам факт использования кошек в сложной обстановке боев в городе, но и военная хитрость советских солдат и офицеров».
Недавно известный российский скульптор, народный художник России, академик Российской академии художеств Владимир Суровцев создал эскиз памятника коту-агитатору. Скульптурная композиция изображает советского солдата с автоматом ППШ у разрушенной стены здания, который отправляет кота на боевое задание. На шее у кота – небольшой сверток с листовками для немецких солдат.
Сотрудники Фонда «Сталинградская битва» в ближайшее время планируют представить концепцию проекта профильным городским структурам и на общественное обсуждение.