Что такое космополитизм и как с ним боролись в СССР. Объясняем простыми словами

Космополитизм — философская идея, мировоззрение, которое ставит интересы и ценности всего человечества выше интересов отдельной нации и государства. Термин известен с античности и произошёл от греческого слова ϰοσμοπολίτης, что означает «гра­ж­да­нин ми­ра».

Что такое космополитизм и как с ним боролись в СССР. Объясняем простыми словами
© Секрет Фирмы

Эксперт статьи:

лия Коваленко доцент базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы РЭУ имени Г.В. Плеханова

Проще говоря, космополитизм — это патриотизм наоборот.

Космополиты часто называют себя «людьми мира» и считают, что принадлежность к определенному этносу или стране не так важна.

Основные идеи космополитизма

👉 Единство человечества. Согласно космополитизму все люди на земле — это равные части одного большого социума, и разница в их происхождении, социальном положении, цвете кожи и вероисповедании вторична, а потому не имеет большого значения.

👉 Преодоление границ. Для космополитов важно свободно перемещаться по миру. Они воспринимают границы между странами и визовый режим как ненужный искусственный барьер, который разделяет и сковывает людей.

👉 Культурный плюрализм. Космополиты признают разные культуры и традиции, но не превозносят какие-либо из них над остальными. Ни по принципу «лучше-хуже», ни по принципу «своё-чужое». Приверженцы космополитизма призывают людей терпимо относиться к любым культурным проявлениям (конечно, если они никому не вредят), уважать их и налаживать диалог между представителями разных культур и религиозных конфессий.

👉 Глобальная ответственность. Среди космополитов много борцов за экологию, потому что в их мировоззрении интересы всей планеты стоят выше интересов отдельных государств.

👉 Универсальные права человека. Космополиты считают, что права человека должны соблюдаться повсеместно, вне зависимости от уклада, национальных законов или традиций страны, где он находится.

© WAKIL KOHSAR/AFP/East News

Например, по их мнению, туристки в мусульманских странах должны свободно ходить в привычной им одежде, не боясь получить штраф.

Это же касается и прав местных женщин — космополиты выступают за то, чтобы женщины во всем мире не зависели от мужчин и сами решали, за кого выходить замуж (и выходить ли вообще), где учиться и работать, как выглядеть и т.д.

В зависимости от контекста космополитизм бывает разным. Например, он может быть:

➜ Политический. Космополиты ратуют за создание единых глобальных институтов, которые бы защищали права человека и регулировали отношения между странами.

➜ Экономический. Космополиты считают, что границы между государствами мешают в торговле. В их картине мира обмен товарами и услугами между странами должен проходить в формате «глобального дьюти-фри», без пошлин и таможни.

Примеры космополитизма или его отголосков в современном мире

На основе принципов космополитизма работают многие международные организации. Согласно уставу Организации Объединенных Наций (ООН), её цель — поддерживать международный мир и безопасность, защищать права человека, развивать дружественные отношения между нациями и странами и вместе решать международные экономические, социальные, культурные и гуманитарные проблемы (оставим за скобками, насколько эти ценности воплощаются на практике).

© STAN HONDA/AFP/EAST NEWS

Развитию космополитизма способствует миграция. В Лондоне, Париже и Нью-Йорке есть целые кварталы, которые заселили представители не коренных народностей. Они готовят свои национальные блюда, устраивают встречи этнических групп и открывают магазины, где продают товары с родины.

Волей-неволей коренное население тоже втягивается в этот культурный обмен и начинает многое узнавать о жизни и традициях различных национальностей.

Получается, что многие мегаполисы представляют собой в чём-то космополитические сообщества, где люди разных рас, национальностей, культур и религий соседствуют бок о бок.

По данным ВЦИОМ на конец 2022 года, гражданами мира себя считают 38% молодых россиян в возрасте от 18 до 24 лет. Среди наших соотечественников в возрасте от 30 до 35 лет показатель составляет 28%. В более старших возрастных группах процент космополитизма существенно ниже.

Получается, чем дольше человек живет, тем меньше он космополит и тем больше он патриот.

Исследователи объясняют это просто — в молодости хочется быть открытым всему миру, но с годами начинает расти тяга к родным корням и стабильности.

Критика космополитизма

Космополитизм с одной стороны расширяет кругозор и повышает терпимость к различным религиям, культурам и традициям.

С другой, из-за космополитизма может стираться идентичность каждой нации или каждой страны. А это огромный пласт — язык, одежда, культура, приметы, обычаи и многое другое.

Людям для психологического комфорта важно чувствовать связь со своими корнями, а идеология космополитизма в принципе не уделяет этим корням большого внимания.

На этой же почве могут возникать конфликты «отцов и детей» — например, когда родители тех же мигрантов хотят, чтобы их дети учили родной язык и разговаривали на нём дома, а те не понимают, зачем им это нужно.

© Alexandr Yakovlev /Russian Look /Global Look Press

Для отдельно взятой страны космополиты — и вовсе весьма сомнительная опора. В случае военного конфликта они скорее не пойдут добровольцами защищать Родину, потому что не чувствуют корней.

Космополиты-учёные не станут из чувства патриотизма работать в национальных институтах — они лучше устроятся в компанию, где им больше заплатят.

В целом в современных реалиях идея космополитизма утопична. В первую очередь с учётом огромной разницы в уровне жизни между странами. Голодающий мужчина из бедной африканской деревни вряд ли поймет проблемы своего европейского ровесника, который выгорел на высокооплачиваемой работе в IT-компании и потерял вкус к жизни. Людям, которые живут в зоне боевых действий, тоже не до беззаботного культурного обмена.

Эта же проблема сохраняется и на государственном уровне — идеи космополитизма требуют глобального сотрудничества во всех вопросах, но практика показывает, что задача власти всё же в отстаивании интересов и суверенитета своей Родины.

Борьба с космополитизмом в СССР

После героической победы Советского Союза в Великой Отечественной войне в стране ожидаемо выросли патриотические настроения. Параллельно с этим ухудшились отношения с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции — США и Великобританией, что привело к холодной войне.

Известное ныне выражение «безродный космополит» впервые употребил в 1948 году член Политбюро Андрей Жданов. В своем докладе он разгромил Анну Ахматову и Михаила Зощенко, обвинив их в культивировании «несвойственного советским людям духа низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада». После этого произведения литераторов перестали печатать.

Чуть позже в журнале «Вопросы философии» вышла большая статья, где было сказано, что космополитизм — это идеология империалистической буржуазии.

Из репертуаров театров снимались спектакли, которые, по мнению властей, проповедовали западные ценности, а учёным не давали печататься в иностранных журналах.

© Мазелев Рафаил/ТАСС

В начале 1949 года в газете «Правда» вышла статья под заголовком «Об одной антипатриотической группе театральных критиков» . В ней буквально разгромили группу театральных деятелей. Авторы охарактеризовали их как «последышей буржуазного эстетства, которые утратили свою ответственность перед народом и являются носителями глубоко отвратительного для советского человека, враждебного ему безродного космополитизма».

В статье было сказано, что эти критики умышленно мешают развитию советской литературы и тормозят её движение вперед.

Но в том же 1949 году борьба с космополитизмом в СССР закончилась так же внезапно, как и началась.

История космополитизма

Первым известным космополитом считается древнегреческий философ Сократ. На вопрос, к какой стране он принадлежит, он отвечал, что «ко всему миру, ибо считаю себя жителем и гражданином каждой его части».

Другой древнегреческий философ, основатель стоицизма Зенон продвигал учение о «космополисе» — некеом мировом государстве, где все люди равны в своих правах вне зависимости от происхождения и социального статуса.

Схожее мышление было и у философов Римской империи. Сенека заявлял: «Не для одного уголка я рожден: весь мир мне отчизна!»

С ним соглашался Марк Аврелий: «Для меня, как Антонина, град и отечество — Рим, как человека, — весь мир».

Они, как и Зенон, были столиками и воспринимали весь мир как космополис, которым управляет общий закон — логос. Таким образом, стоики первыми определили космополитизм как способ мировоззрения.

© akg-images/EAST NEWS

В Средние века к космополитизму призывал европейцев философ и учёный Эразм Роттердамский. Устав от бесконечных межгосударственных и религиозных войн, он писал: «Весь этот мир — единая общая страна для всех людей».

Мировую славу космополитизм приобрёл в 18-м веке, в эпоху Просвещения. Тогда в Европе так называли людей, которые не были подвержены культурным и религиозным установкам, а также тех, кто не подчинялся политическим или религиозным авторитетам.

В своей «Энциклопедии» философ Дени Дидро и его соредактор Жан ле Рон д'Аламбер определяли космополита как «человека, который нигде не чужак».

Много о космополитизме писал и Иммануил Кант. По иронии судьбы он практически не выезжал из родного Кенигсберга. В 1795 году в своей работе «К вечному миру» философ утверждал, что космополитическое право — прямой путь к окончанию всех войн на Земле.

По мнению Канта, права человека должны были определяться не отдельным народом или государством, а «союзом народов», каждый член которого должен следовать универсальным моральным принципам.

На основе космополитических взглядов просветителей во многом также выросла французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года.

Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.