Корреспондент "РГ" прогулялась по любимому маршруту Марины Цветаевой
Почти месяц как в столице идут "Дни исторического и культурного наследия", в рамках которых москвичи могут побывать в парках, музеях, исторических усадьбах, доступ в которые обычно ограничен. К одной из таких экскурсий, которую провел по Тверскому бульвару Дом-музей Марины Цветаевой, присоединилась и корреспондент "РГ".
Солнечный день оказался в самый раз для прогулки. Экскурсовод Елена Ильина ждала нас у памятника А.С. Пушкину. Напомнила, что раньше он стоял на Тверском бульваре, а теперь - напротив, на Пушкинской площади, где раньше был Страстной монастырь. Экскурсия началась здесь не случайно. Для Цветаевой памятник Пушкину, рассказала экскурсовод, имел особую ценность: все детство она провела, гуляя и играя вокруг него. И позже, как и для многих москвичей, не было в городе места лучше - по бульвару были расставлены "софы", всюду стояли лавки с лимонадом и мороженым.
Цветаева не любила Есенина как человека, но любила его стихи
После революции по бульвару больше не катились господские экипажи, но гуляния, встречи и свидания продолжались.
Мы остановились около дома N 24, где с 1920-х годов находилось Литературное общество и издательство "Никитинские субботники". Создала его литературный критик и редактор Евдокия Федоровна Никитина. Цветаева была участницей заседаний общества вместе с Максимилианом Волошиным, Осипом Мандельштамом, Андреем Белым. Интересно, что это было последнее место, которое в 1922 году Марина Цветаева посетила перед тем, как уехать в Прагу в эмиграцию к мужу. Она три года не знала, где он и что с ним, но сумела все-таки отыскать. Читая напоследок стихотворение "Слезы на лисе моей облезлой", поэтесса выразила свое негативное отношение к тому, что происходило в стране.
Следующий дом-усадьба N 25 раньше принадлежал родителям Александра Герцена. Сам писатель прожил в нем всего лишь пять месяцев после рождения, но здание и в советские годы называли Домом Герцена. В нем размещались различные писательские организации, в том числе Союз писателей во главе с Горьким. Позднее в бывшей дворянской усадьбе, принадлежавшей тайному советнику Яковлеву, дяде Герцена, разместился Литературный институт имени А.М. Горького. Именно это здание послужило прототипом "Дома Грибоедова" в романе "Мастер и Маргарита".
В доме Герцена находилось и писательское общежитие, в котором жил друг Цветаевой и адресат ее гениальных стихов о Москве - Осип Мандельштам. По словам Елены Ильиной, у Мандельштама с Цветаевой были особо нежные отношения. Они регулярно встречались, он даже жил в Борисоглебском переулке, где находится дом Цветаевой. Когда в 1916 году Мандельштам приехал из Петербурга, он пожаловался, что Москва кривая, косая и грязная. Цветаевой это не понравилось, и в своих стихах о Москве она постаралась рассказать о красоте и величии этого города.
В 1943 году в Литературный институт поступил сын Цветаевой Георгий Эфрон с рекомендательным письмом от Толстого. Но он только начал учиться, вскоре ушел на фронт и в 1944-м погиб, так и не вернувшись домой. Его дневники являются основным источником фактов о жизни Марины Цветаевой.Следующая остановка на нашем маршруте - памятник Есенину. Была у поэтов в ту пору традиция читать стихи на Тверском бульваре - любили это и Мандельштам, и Есенин, и Цветаева. Однажды Есенина на Тверском бульваре увидели в странном костюме. На нем были цилиндр и пушкинская крылатка, в которую он кутался от мороза. На вопрос приятеля, что за маскарад, Есенин ответил: "Хочу походить на Пушкина".
Цветаева не любила Есенина как человека, но любила его стихи и посвятила ему свои стихи. Одно из них написала после смерти Маяковского, устроив встречу двух поэтов на том свете.
...А вот и дом Марии Ермоловой, одна из достопримечательностей Тверского бульвара. Построили его в 1773 году, потом много раз перестраивали. Но он уцелел даже в московском пожаре 1812 года. Дом удивительным образом сочетает черты классицизма конца века и модерна. Здесь всегда бережно хранились традиции. После приобретения дома Ермолова и ее супруг, известный адвокат Шубинский, не меняли ни обстановки, ни цвета стен. И по сей день там сохраняются разноцветные комнаты: желтая и зеленая гостиные, блестящий белый зал, где художник В.А. Серов писал знаменитый ермоловский портрет.
На Тверском бульваре прошли детство и юность Марины Цветаевой, события и счастливые, и грустные. Из воспоминаний друга поэтессы Федора Степуна: "Осенью 1921 года мы шли с Цветаевой вниз по Тверскому бульвару, на ней было легкое затрепанное платье, просто и точно рассказывала об ужасе своей нищей, неустроенной жизни, о трудностях как-нибудь прокормить своих двух дочерей. Мне было страшно слушать ее, но ей не было страшно рассказывать: она верила, что в Москве царствует не только Ленин в Кремле, но и Пушкин у Страстного монастыря". "О, с Пушкиным ничего не страшно", - процитировала Цветаеву Елена Ильина.