Сибирячка рассказала, как провести генеалогическое расследование
В санатории "Сосновый бор" (Алтайский край) прошла "Декада серебряного возраста". В фестивале участвовали пенсионеры из Сочи, Москвы, Ярославля, Оренбурга, Хабаровска, Нижнего Новгорода, Казани, Новосибирска, а также из Барнаула и других алтайских городов. Было три семейных пары. А Лариса и Владимир Андрюшины из Нижнего Новгорода во время фестиваля справили золотую свадьбу (на фото).
Среди экспертов прошедшей на Алтае Декады серебряного возраста была Галина Ананичева, представлявшая объединение волонтеров "Огонек". Галина Владимировна выступала с лекцией "Родовое дерево: кто мы и откуда?" Тема не оставила равнодушным никого в аудитории. Генеалогическими расследованиями жительница кузбасского города Мыски занимается с 2010 года.
С чего все началось?
Галина Ананичева: У меня умерла мама. Естественно, после смерти родителей мы начинаем разбирать их документы. В маминой сумочке я нашла лекции, которые она записывала в Томском педучилище в 1942 году. Конспектировала их мама между строчками сборника речей Сталина - не было чистых тетрадей. Там же, в сумочке, оказался паспорт бабушки, выданный в 1951 году. Из него следовало, что родилась она в удмуртской деревне Гришанки.
Я опешила: как так, мы же вроде бы томские? Тут же встал вопрос: если бабушка из Удмуртии, то откуда же дедушка? Его паспорт не сохранился. Я зашла в интернет и набрала в поисковике: "Деревня Гришанки". С этого начались мои поиски. (Смеется.) По дедушкиной линии я дошла до документов 1620 года. А по бабушкиной, она из рода Созоновых, - до 1573 года, и оказалось, что мой предок был опричником Ивана Грозного.
Поиски родословной часто приводят к неожиданным открытиям, порой связанными с известными людьми. Многие любители кино знают артиста Юрия Богатырева, сыгравшего несколько замечательных ролей в фильмах Никиты Михалкова. Мы с ним оказались братом и сестрой в восьмом поколении. Моего прадеда Алексея Базуева, как и знаменитого композитора Петра Ильича Чайковского, тоже рожденного в Воткинске, крестили в Благовещенском соборе в 1840 году.
А в Сибирь мои предки приехали в 1912 году в ходе Столыпинской реформы - семья была большая, работящая, но земли не хватало. В Томском архиве, где сохранилось много дореволюционных документов, я нашла интересные квитанции. Дедушка Николай Алексей Базуев получил пятьдесят рублей на строительство дома в селе Леботёр Томской губернии, основанном в 1908 году. Еще 25 рублей ему дали на обзаведение хозяйством. Хорошие деньги по тем временам.
До революции семья успела обустроиться. В новом доме родились моя мама и ее брат Степан, пострадавший за критику советской власти. Он наговорил лишнего в офицерской компании, где нашелся стукач. В Томском архиве мне выдали дело старшего лейтенанта Базуева Степана Николаевича, приговоренного к расстрелу летом 1943 года. В последний момент смертную казнь ему заменили на десять лет лагерей.
Где вы чаще всего работали, когда искали следы предков?
Галина Ананичева: В Кировском архиве, последний раз была там зимой. Он, наверное, держит первое место по документам, которые не выложены в электронном виде. В девяностые годы прошлого века в Кировске сказали категорическое "нет" американским мормонам, которые во многих российских архивах скопировали массу документов с разрешения федеральной власти.
Впервые слышу про это.
Галина Ананичева: У мормонов есть сайт FamilySearch, где можно много чего найти, связанного с Россией, в том числе по родословной тематике. В Кировской области, где немало заводов оборонно-промышленного комплекса, вовремя сообразили, что любой открытости есть предел.
Какая история, связанная с поисками родственников, поразила вас больше всего?
Галина Ананичева: Настоящим потрясением стали метрические книги периода Гражданской войны. В бабушкиной деревне Девятово до революции были обычные записи, связанные со смертью жителей по естественным причинам. А в 1919-м косяком пошли формулировки: "Расстрелян" и "Убит". А потом - смерти от голода, даже в летний период. До этих страшных времен ни в одной метрической книге XVII-XIX веков, касающейся этой удмуртской деревни, я ни разу не видела записи "умер (или умерла) от голода". А здесь хоронили целыми семьями начиная со стариков и заканчивая малыми детьми. В Девятово осталось в живых процентов двадцать жителей. Я долго не могла прийти в себя. Извините, у меня даже сейчас горло перехватывает.
В Мысках вы ведете заседания клуба "Родословие до седьмого колена" на базе городской библиотеки. Что интересует тех, кто хочет составить родословное древо?
Галина Ананичева: Многие непременно хотят найти дворянские корни: у меня, мол, фамилия известная, я тут почитал в интернете, нашел даже свой родовой герб... Я сразу предупреждаю таких клиентов, что их может ждать большое разочарование. Недавно я сдала родословную одной молодой москвичке. Что интересно: несколько русских семей, среди которых были и ее предки, жили в деревне вотяков (удмуртов) и никак не с ними не смешивались. На протяжении трех веков ни одного брака русских с вотяками. Женились и шли замуж за русских из других деревень.
Чем занимается объединение "серебряных" волонтеров "Огонек", почему такое название?
Галина Ананичева: Подобные структуры работают по всей России, их костяк составляют люди, вышедшие на пенсию. В нашем регионе головным является объединение "Серебро Кузбасса", куда входят организации из городов области. А "Огоньком" мы назвались в честь цветка, который присутствует на гербе Мысков. Город расположен в Горной Шории. Когда наступает весна, все вокруг усыпано этими цветками. Огонек, или купальница азиатская, считается символом красоты и чистоты окружающей природы, символом роста и расцвета.

"Серебряные" волонтеры - это неравнодушные люди, с активной жизненной позицией, они не хотят сидеть дома. До начала СВО мы помогали детскому дому, проводили патриотические уроки в школах. Я еще помогаю ребятам из поисковых отрядов - сейчас ищу родственников солдата Великой Отечественной, останки которого были недавно обнаружены. Да легче сказать, чем мы не занимаемся! А с началом СВО многие из нас прониклись и этой темой. Я установила много связей с земляками, которые на передовой, бывала в госпиталях. Двадцатого мая собираюсь в Китай на фестиваль, связанный с активным долголетием. Россия посылает туда целую делегацию - у китайцев есть чему поучиться, в том числе по части сохранения родословной памяти.
После лекции на Декаде серебряного возраста на меня стали выходить ее участники. Позвонила женщина из Казани, татарка по национальности, подсказала ей тонкости работы с архивными документами. Хорошо пообщались. На тему родословия я могу говорить бесконечно. Мои внуки знают своих предков вплоть до пятнадцатого поколения.
Ключевой вопрос
Ваш главный совет тем, кто не хочет быть Иванами, родства не помнящими.
Галина Ананичева: Если вы хотите составить родословное древо, надо набраться терпения, потому что придется лезть в архивы. Надо ходить, надо стучать во все двери - рано или поздно вам откроют. У некоторых архивных работников есть такое: мы поискали да ничего не нашли. А когда ты сам добираешься до метрических книг, которые велись в церквях с 1722 года, или ревизских сказок, то оказывается, что сведения о ваших предках все-таки есть. Есть они и в исповедных росписях, введенных Петром Первым в 1718 году, - ежегодных отчетных документах по каждому приходу православной церкви. Приходить в церковь на такие исповеди была обязана каждая семья (кроме младенцев). Имейте в виду, что самые точные данные - в метриках. Если у кого в роду были церковнослужители, вам помогут клировые ведомости.
Внимательно просматривайте каждый листок. Поначалу разбираться в них будет сложно, но ничего, со временем научитесь. Начинайте всегда с одной линии - папиной или маминой, иначе можно заблудиться в родственных фамилиях. Если вам не известны сведения о дедушках с бабушками, первым делом надо обратиться в ЗАГС. Кстати, для жителей Алтайского края много полезной информации можно найти в сельхозпереписи 1917 года. При желании можно даже выяснить личности людей, фамилий которых нет на снимках в семейных альбомах.