Сибирячка рассказала, как провести генеалогическое расследование

В санатории "Сосновый бор" (Алтайский край) прошла "Декада серебряного возраста". В фестивале участвовали пенсионеры из Сочи, Москвы, Ярославля, Оренбурга, Хабаровска, Нижнего Новгорода, Казани, Новосибирска, а также из Барнаула и других алтайских городов. Было три семейных пары. А Лариса и Владимир Андрюшины из Нижнего Новгорода во время фестиваля справили золотую свадьбу (на фото).

Сибирячка рассказала, как провести генеалогическое расследование
© Российская Газета

Среди экспертов прошедшей на Алтае Декады серебряного возраста была Галина Ананичева, представлявшая объединение волонтеров "Огонек". Галина Владимировна выступала с лекцией "Родовое дерево: кто мы и откуда?" Тема не оставила равнодушным никого в аудитории. Генеалогическими расследованиями жительница кузбасского города Мыски занимается с 2010 года.

С чего все началось?

Галина Ананичева: У меня умерла мама. Естественно, после смерти родителей мы начинаем разбирать их документы. В маминой сумочке я нашла лекции, которые она записывала в Томском педучилище в 1942 году. Конспектировала их мама между строчками сборника речей Сталина - не было чистых тетрадей. Там же, в сумочке, оказался паспорт бабушки, выданный в 1951 году. Из него следовало, что родилась она в удмуртской деревне Гришанки.

Я опешила: как так, мы же вроде бы томские? Тут же встал вопрос: если бабушка из Удмуртии, то откуда же дедушка? Его паспорт не сохранился. Я зашла в интернет и набрала в поисковике: "Деревня Гришанки". С этого начались мои поиски. (Смеется.) По дедушкиной линии я дошла до документов 1620 года. А по бабушкиной, она из рода Созоновых, - до 1573 года, и оказалось, что мой предок был опричником Ивана Грозного.

Поиски родословной часто приводят к неожиданным открытиям, порой связанными с известными людьми. Многие любители кино знают артиста Юрия Богатырева, сыгравшего несколько замечательных ролей в фильмах Никиты Михалкова. Мы с ним оказались братом и сестрой в восьмом поколении. Моего прадеда Алексея Базуева, как и знаменитого композитора Петра Ильича Чайковского, тоже рожденного в Воткинске, крестили в Благовещенском соборе в 1840 году.

А в Сибирь мои предки приехали в 1912 году в ходе Столыпинской реформы - семья была большая, работящая, но земли не хватало. В Томском архиве, где сохранилось много дореволюционных документов, я нашла интересные квитанции. Дедушка Николай Алексей Базуев получил пятьдесят рублей на строительство дома в селе Леботёр Томской губернии, основанном в 1908 году. Еще 25 рублей ему дали на обзаведение хозяйством. Хорошие деньги по тем временам.

До революции семья успела обустроиться. В новом доме родились моя мама и ее брат Степан, пострадавший за критику советской власти. Он наговорил лишнего в офицерской компании, где нашелся стукач. В Томском архиве мне выдали дело старшего лейтенанта Базуева Степана Николаевича, приговоренного к расстрелу летом 1943 года. В последний момент смертную казнь ему заменили на десять лет лагерей.

Где вы чаще всего работали, когда искали следы предков?

Галина Ананичева: В Кировском архиве, последний раз была там зимой. Он, наверное, держит первое место по документам, которые не выложены в электронном виде. В девяностые годы прошлого века в Кировске сказали категорическое "нет" американским мормонам, которые во многих российских архивах скопировали массу документов с разрешения федеральной власти.

Впервые слышу про это.

Галина Ананичева: У мормонов есть сайт FamilySearch, где можно много чего найти, связанного с Россией, в том числе по родословной тематике. В Кировской области, где немало заводов оборонно-промышленного комплекса, вовремя сообразили, что любой открытости есть предел.

Какая история, связанная с поисками родственников, поразила вас больше всего?

Галина Ананичева: Настоящим потрясением стали метрические книги периода Гражданской войны. В бабушкиной деревне Девятово до революции были обычные записи, связанные со смертью жителей по естественным причинам. А в 1919-м косяком пошли формулировки: "Расстрелян" и "Убит". А потом - смерти от голода, даже в летний период. До этих страшных времен ни в одной метрической книге XVII-XIX веков, касающейся этой удмуртской деревни, я ни разу не видела записи "умер (или умерла) от голода". А здесь хоронили целыми семьями начиная со стариков и заканчивая малыми детьми. В Девятово осталось в живых процентов двадцать жителей. Я долго не могла прийти в себя. Извините, у меня даже сейчас горло перехватывает.

В Мысках вы ведете заседания клуба "Родословие до седьмого колена" на базе городской библиотеки. Что интересует тех, кто хочет составить родословное древо?

Галина Ананичева: Многие непременно хотят найти дворянские корни: у меня, мол, фамилия известная, я тут почитал в интернете, нашел даже свой родовой герб... Я сразу предупреждаю таких клиентов, что их может ждать большое разочарование. Недавно я сдала родословную одной молодой москвичке. Что интересно: несколько русских семей, среди которых были и ее предки, жили в деревне вотяков (удмуртов) и никак не с ними не смешивались. На протяжении трех веков ни одного брака русских с вотяками. Женились и шли замуж за русских из других деревень.

Чем занимается объединение "серебряных" волонтеров "Огонек", почему такое название?

Галина Ананичева: Подобные структуры работают по всей России, их костяк составляют люди, вышедшие на пенсию. В нашем регионе головным является объединение "Серебро Кузбасса", куда входят организации из городов области. А "Огоньком" мы назвались в честь цветка, который присутствует на гербе Мысков. Город расположен в Горной Шории. Когда наступает весна, все вокруг усыпано этими цветками. Огонек, или купальница азиатская, считается символом красоты и чистоты окружающей природы, символом роста и расцвета.

"Серебряные" волонтеры - это неравнодушные люди, с активной жизненной позицией, они не хотят сидеть дома. До начала СВО мы помогали детскому дому, проводили патриотические уроки в школах. Я еще помогаю ребятам из поисковых отрядов - сейчас ищу родственников солдата Великой Отечественной, останки которого были недавно обнаружены. Да легче сказать, чем мы не занимаемся! А с началом СВО многие из нас прониклись и этой темой. Я установила много связей с земляками, которые на передовой, бывала в госпиталях. Двадцатого мая собираюсь в Китай на фестиваль, связанный с активным долголетием. Россия посылает туда целую делегацию - у китайцев есть чему поучиться, в том числе по части сохранения родословной памяти.

После лекции на Декаде серебряного возраста на меня стали выходить ее участники. Позвонила женщина из Казани, татарка по национальности, подсказала ей тонкости работы с архивными документами. Хорошо пообщались. На тему родословия я могу говорить бесконечно. Мои внуки знают своих предков вплоть до пятнадцатого поколения.

Ключевой вопрос

Ваш главный совет тем, кто не хочет быть Иванами, родства не помнящими.

Галина Ананичева: Если вы хотите составить родословное древо, надо набраться терпения, потому что придется лезть в архивы. Надо ходить, надо стучать во все двери - рано или поздно вам откроют. У некоторых архивных работников есть такое: мы поискали да ничего не нашли. А когда ты сам добираешься до метрических книг, которые велись в церквях с 1722 года, или ревизских сказок, то оказывается, что сведения о ваших предках все-таки есть. Есть они и в исповедных росписях, введенных Петром Первым в 1718 году, - ежегодных отчетных документах по каждому приходу православной церкви. Приходить в церковь на такие исповеди была обязана каждая семья (кроме младенцев). Имейте в виду, что самые точные данные - в метриках. Если у кого в роду были церковнослужители, вам помогут клировые ведомости.

Внимательно просматривайте каждый листок. Поначалу разбираться в них будет сложно, но ничего, со временем научитесь. Начинайте всегда с одной линии - папиной или маминой, иначе можно заблудиться в родственных фамилиях. Если вам не известны сведения о дедушках с бабушками, первым делом надо обратиться в ЗАГС. Кстати, для жителей Алтайского края много полезной информации можно найти в сельхозпереписи 1917 года. При желании можно даже выяснить личности людей, фамилий которых нет на снимках в семейных альбомах.