Ингушские традиции от строительства башен и дня рождения до работы в магазине и сватовства

Ингуши — это вайнахи? Почему ингуши не отмечают 23 февраля? Что такое тейпы? Почему ингуши чаще всего женятся на своих? Почему в Ингушетии парень никогда не остается с девушкой наедине? Почему в Ингушетии зять не разговаривает с тещей? Почему в горах Ингушетии столько башен? Как они сохранились?Почему в Ингушетии никто не сидит в присутствии старших? Почему ингуши не поздравляют друг друга с днем рождения? Почему в Ингушетии нет парней — официантов и продавцов?

Ингушские традиции от строительства башен и дня рождения до работы в магазине и сватовства
© «Это Кавказ»

Сегодня вайнахи — это общее название ингушей, чеченцев и их предков. На обоих языках, ингушском и чеченском, оно означает «наши люди». Дело в том, что чеченцы и ингуши — это два родственных народа, говорящих на очень похожих, хоть и не идентичных языках. У них есть похожие традиции, обычаи, национальные блюда, а есть и различающиеся.

В Ингушетии, как и в соседней Чечне, не празднуют День защитника Отечества. Дело вовсе не в том, что тут таковых нет. И не в том, что ингуши не патриотичны. Тысячи ингушей сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Но 23 февраля 1944 года чеченцев и ингушей выселили с родной земли в Среднюю Азию и Казахстан по ложному обвинению в предательстве Родины. Поэтому для ингушей 23 февраля — это одна из самых трагических дат в истории народа.

Тейп — это объединение ингушей, в которое входят люди с общим происхождением. Это не обязательно одна семья или один род, тейпы также объединяют выходцев из одной и той же местности. Тейповую систему сложно понять человеку, выросшему вне ее, но для ингушей это нечто само собой разумеющееся и совершенно естественное.

Тот факт, что ингуши практически всегда женятся на своих, они объясняют своей малочисленностью. В этом нет снобизма или неприятия других национальностей, говорят они. Это попытка сохранить этнос, язык и национальную культуру. При этом стоит подчеркнуть, что ингуши следят за тем, чтобы не было близкородственных браков. Девушка не может выйти замуж за представителей тейпа по материнской линии, родственников бабушек по матери и отцу.

Определение родственных связей, точнее, их отсутствия — это еще не все. Дело в том, что молодой человек не может оставаться наедине с понравившейся ему девушкой. Видеться можно только на людях и только на пионерском расстоянии. А долго разговаривать друг с другом считается дурным тоном. Зато в один-единственный день в году молодой человек может заявиться к девушке домой, чтобы обозначить свою симпатию и серьезные намерения. Естественно, в одиночестве она его не встретит. Да и сам он должен прийти с друзьями, которые и будут поддерживать беседу вместо него.

Есть еще один любопытный момент: если в этот самый день, мархаш, парень приехал к дому девушки и увидел машину предполагаемого соперника в делах матримониальных, он должен ретироваться и дождаться ухода того. Никакого открытого соперничества и конфликтов!

Обычай избегания общения между тещей и зятем — это та самая вещь, которой многие, вероятно, позавидуют. Но в нем нет никакого намека на неприятие или неуважение с одной или с обеих сторон. Наоборот, считается, что теща для зятя — настолько почтенный человек, что принижать ее достоинство обычным бытовым общением негоже. Кстати, зятю даже не положено называть тестя и тещу по именам, но при этом он должен быть внимателен к их нуждам. А еще обычай избегания распространяется даже на бывшую тещу в случае развода с женой.

В Ингушетии аж 1200 башен. Для ингушей башня — это нечто настолько важное, что даже самоназвание этого народа «галгай» означает «строители башен». Отчасти строительство башен было вызвано необходимостью обороняться, но дело не только в этом. Это был своего рода показатель статуса рода. По обычаю башню отстраивали за один год. Считалось, что только богатый и сильный род способен уложиться в этот срок. Строительство башен настолько прочно связано с культурой ингушей, что возводили их даже в XX веке, когда оборонительного значения они точно уже не имели.

Сегодня существует специальная школа каменщиков «Наследие», в которой желающих обучают старинным методам кладки. Делается это для того, чтобы как можно правильнее и лучше реставрировать родовые башни. Из этого бережного, даже трепетного отношения и следует такая прекрасная сохранность этих изящных сооружений в горах Ингушетии.

«Старшему — почести, младшему — заботу!» — говорят ингуши. В Ингушетии, как и везде на Кавказе, принято вставать, если в помещение входит старший.

В важных вопросах принято считаться со старшими, а вставать при их появлении — вне зависимости от пола и национальности — это своего рода обязанность каждого ингуша. К тому же не принято сидеть со старшими за одним столом. Это считается проявлением скромности и уважения. Исключение могут сделать только для гостя.

Во времена, когда не было письменности, дату рождения запоминали очень приблизительно. Многие помнят, как их прабабушки говорили, что появились на свет ранней весной или когда копали картошку. Так вот, у ингушей было точно так же. Даже если кто-то умел записывать даты арабской графикой, отмечать день рождения считалось слишком нескромным.

Сейчас многие отмечают свои дни рождения в кругу родственников и друзей. Но языковой формы «с днем рождения» в ингушском языке нет. Вместо этого говорят: «Дала дакала волва/йойла хо», что значит «Пусть Бог благословит тебя / Пусть Бог наделит тебя чем-то благим». Или «Вача/Йача денца дакалвувц/дакалуц хо аз», что значит «Благословляю тебя с днем рождения».

Работа в сфере обслуживания считается для мужчины зазорной. Даже у себя дома они не занимаются женскими делами вроде готовки или подачи еды на стол, что уж говорить о том, чтобы делать это на людях. Что касается торговли, интересно, что даже в старину, когда купцов на Кавказе было много, заниматься торговлей было позволительно только женатым мужчинам. Считалось, что никто не захочет отдать свою дочь замуж за молодого человека, который готов торговаться с женщинами. Говорят, девушка могла отказать жениху, увидев, что он торгуется на рынке.