«Революционная социопатия»: как в России принимали декларацию о независимости
Этот момент называют переломным в истории страны: Первый съезд народных депутатов РСФСР, который начал работу 16 мая 1990 года, стал движущей силой будущего «парада суверенитетов» и спусковым крючком для распада Советского Союза. За недолгое, чуть больше месяца, время работы народными избранниками были приняты судьбоносные решения, — о том, как они принимались, «Парламентская газета» вспоминает вместе с непосредственными участниками тех событий.
Ломать систему
Состав народных депутатов РСФСР был избран в марте 1990 года, а закон о выборах был принят в 1989 году. Тогда же появились изменения в Конституции РСФСР, которые гласили, что высшим органом власти в стране является Съезд народных депутатов. Таким образом, нардепы получали полномочия решать любой вопрос, касающийся жизни страны. К таковым в том числе относились и принятие новой Конституции, и утверждение руководителей Правительства и других высших госорганов, а также ратификация и денонсация международных договоров.
Всего было избрано 1068 депутатов, из которых около 900 были представителями территориальных органов: в то время можно было быть одновременно депутатом областного Совета и законодателем союзного уровня. Срок полномочий первого и единственного в истории созыва народных депутатов РСФСР составлял пять лет. Доработать его до конца так и не удалось: из-за бурных исторических событий, повлекших распад Советского Союза, деятельность съезда была прекращена указом президента Бориса Ельцина в 1993 году.
Всего нардепы РСФСР отработали десять съездов — последний, внеочередной, пришелся на 1993 год, когда в стране происходили трагические события и острейший политический кризис, завершившийся расстрелом здания парламента, где ныне располагается Дом Правительства РФ. Но первый съезд стоит выделить: несмотря на то что работал он чуть больше месяца, с 16 мая до 22 июня, за это время избранники успели сделать многое из того, что во многом определило ход истории постперестроечной России.
Как свидетельствовали позже и сторонники, и противники развала СССР, главной целью этого съезда было разрушить старую, советскую, и сформировать новую, демократическую, систему политической власти. Стоит заметить, что почва для случившихся после потрясений появилась еще при генсеке Михаиле Горбачеве, — именно в конце 1980-х годов в Союзе была проведена реформа по расширению прав республик и ограничению руководящей роли центральной власти. Неслучайно одним из часто повторяющихся лозунгов Первого съезда народных депутатов РСФСР был «Сильная Россия в сильном Союзе» — с акцентом на первые два слова.
Декларация распада
Из всех решений первого съезда стоит выделить два ключевых события. Первое — принятие 12 июня 1990 года Декларации о суверенитете РСФСР, которую позднее стали называть Декларацией о независимости России. На тот момент такие документы, которые, в частности, признавали верховенство законов республики над союзными законами, приняли Эстония, потом Литва, Латвия, Азербайджан и Грузия. Как вспоминает в ту пору народный депутат от Омской области, а ныне — первый замглавы Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин, само принятие этого документа он запомнил особенно — тогда он оказался в подавляющем меньшинстве тех, кто за декларацию не голосовал (907 человек проголосовали за, 13 — против, 9 — воздержались).
Как пояснил сам законодатель «Парламентской газете», сделал он это из-за пятого пункта знаменитой декларации, который гласил, что законы РСФСР выше законов СССР:
«То есть законы уменьшенной России становились важнее законов России большой. Нетрудно было догадаться, что вслед за Россией такие же решения примут парламенты других республик, что приведет к распаду Союза. Более того, вслед за этим такие же решения наверняка могут принять и автономные республики, что грозит уже развалом самой Российской Федерации. Поэтому никаких сомнений в том, что за такой документ голосовать нельзя, лично у меня не возникало». Между тем первый съезд народных депутатов встретил принятие Декларации о суверенитете РСФСР бурными аплодисментами — такого единодушия на съезде больше не было ни по одному вопросу. Смолин признался: тогда это на пару дней ввело его в уныние… А сейчас, говорит депутат, он тем голосованием гордится — что не поддался на «революционную социопатию» коллег. Именно этим термином позднее профессор и доктор философских наук Смолин определит единый порыв народных депутатов РСФСР при принятии декларации о независимости в своей книге по теории революций как исторической ситуации.
«Работа того съезда выпала на максимально напряженный период нашей истории — считаю происходившее тогда не реформами, а самой настоящей революцией. И тот съезд стал, с одной стороны, продуктом этой ситуации, с другой, одной из ее движущих сил. А в итоге тот созыв народных депутатов РСФСР сам стал жертвой этой революции — как мы знаем, в 1993 году парламент был распущен по приказу Бориса Ельцина» — так считает Олег Смолин.
«Шел напролом, как ледокол»
Избрание главой Верховного Совета РСФСР Бориса Ельцина, которое проложило ему прямой путь к президентству, — второе из двух главных событий Первого съезда народных депутатов РСФСР. И здесь никакого единодушия среди представителей территорий не было и в помине. Острота противостояния усугублялась тем, что на тот момент именно глава ВС являлся высшим должностным лицом страны, который мог выдвигать на голосование кандидатов на все ключевые государственные посты, включая председателя Совета Министров РСФСР.
Выдвижение претендентов происходило 24 мая 1990 года, — всего было 13 кандидатур, из которых десять человек практически сразу снялись с выборов. Основная борьба развернулось между Ельциным и поддержанным ЦК КПСС Иваном Полозковым. В ходе первого голосования 25 мая никто из них не набрал необходимого количества голосов (531). Решающим же стало то, что спустя три дня коммунисты заменили Полозкова на главу Совмина РСФСР Александра Власова. Замена дала обратный ожидаемому эффект — на выборах 29 мая Ельцин, набрав 535 голосов, занял кресло председателя Верховного Совета РСФСР.
Участником тех исторических событий был один из самых опытных российских законодателей, депутат восьми созывов Госдумы Николай Харитонов. В 1990 году он, 43-летний политик, имеющий уже за плечами почти двадцать лет работы директором крупного совхоза, был избран народным депутатом РСФСР от Новосибирского облсовета, — как рассказал Харитонов «Парламентской газете», на выборах председателя Верховного Совета он был в лагере тех, кто голосовал против кандидатуры Ельцина.
В те дни народные депутаты из Сибири, среди которых был и Харитонов, жили в Москве в гостинице «Россия» в очень непростых условиях: как вспоминает депутат, порой и куска хлеба в гостинице найти было трудно.
«Но мы работали, ходили на съезд. Помню, что волнение было, но потом втянулись. А уже после избрания Ельцина, который, как ледокол, шел тогда напролом, пошли радикальные изменения в стране, — в итоге Союз развалился. У нас тогда было ощущение, как если бы была большая семья, а наутро тебя папа с мамой выставили за дверь: иди куда хочешь! Конечно, у многих была растерянность, нервозность, и определенные силы этим воспользовались. А у тех, кто хотел сохранить страну, не было единой управляющей силы — в этом вижу основную причину всех последовавших после политических и социально-экономических потрясений», — вспоминает законодатель.