От верстовых столбов к визитной карточке города: из истории въездных групп

При въезде в большинство населенных пунктов нас встречают ставшие традиционными въездные стелы. Часто они становятся своеобразным гербом города, рассказывая о том, чем он знаменит и чем занимаются его жители.

От верстовых столбов к визитной карточке города: из истории въездных групп
© Главгосэкспертиза России

В той форме, в которой мы привыкли, стелы перед населенными пунктами появились не так давно. Расцвет этих малых архитектурных форм в России пришелся на середину XX века. Но сама идея обозначения дорог и городских поселений уходит в глубину веков.

Фото: Wikimedia Commons / Mark Nakoykher (CC BY-SA 4.0)

Так, в Древнем Риме были так называемые мильные столбы, выполненные в форме цилиндра. На таком столбе высекалось расстояние от столба до форума в Риме. В вечном же городе у храма Сатурну находился золотой столб с нулевой отметкой, от которого отсчитывались направления в разные концы империи.

На Руси основное сообщение достаточно долго было по рекам, поэтому отмечать дороги столбами стали сравнительно поздно, примерно в XVI веке. Называли такие дороги – столбовыми.

Фото: Wikimedia Commons / Stels Rus (Public domain)

Дальнейший расцвет дорожного строительства, а соответственно и обустройства путей, связан с Петром I, который постановил «ставить верстовые столбы, крашеные и подписанные цифрами». В XVIII веке они появились на основных транспортных артериях Российской империи.

Дальнейшее их развитие связано с именем царя Алексея Михайловича. В 1667 году началось строительство его летней резиденции в Коломенском, дорогу к которой украсили от Калужской заставы четырехметровыми облицованными мрамором столбами, увенчанными орлами. Их расставили в версте, то есть в 1,0668 км друг от друга, обозначив на каждом расстояние до конечного пункта.

Императрица Екатерина II решила заменить все деревянные верстовые столбы в России на каменные. Их планировалось выполнить по единому образцу в виде 10-метровых обелисков из гранита или мрамора, украсив их флюгерами в виде лошади. На первом и последнем столбе планировалось установить солнечные часы. Изготавливать их должны были в строительных мастерских Исаакиевского собора.

Они были установлены на дорогах, ведущих в Гатчину и Царское Cело, приблизительно с 1770 до 1780 годов. Ранее их проект приписывали архитектору Антонио Ринальди, однако не так давно чертежи этих столбов были найдены в архиве французского мастера, творившего в России – Жана-Батиста Валлен-Деламота.

Верстовой столб перед музеем «Дом станционного смотрителя». Выра, Гатчинский район, Ленинградская область. Фото: Wikimedia Commons / AlPanich (CC BY-SA 4.0)

При Александре I каменные верстовые столбы были признаны слишком дорогими. И в 1817 году он выпустил приказ, по которому столбы вновь стали делать деревянными с наклонными черно-белыми полосами. Также при въезде в каждый населенный пункт он повелел ставить столб с доской, «показывающей, как селение сие называется, кому принадлежит и какое имеет число душ». Для краткости в русский язык эти столбы вошли как версты.

Именно о них писал А.С. Пушкин в стихотворении «Зимняя дорога»:

Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне…

Сегодня, конечно, не сохранилось подавляющее большинство деревянных верст. Но сохранились некоторые из каменных. Так, верстовой столб 1783 года «От Москвы 2 версты» стоит недалеко от станции метро «Площадь Ильича». В Санкт-Петербурге сохранилось 28 верстовых столбов. Они охраняются государством как памятник архитектуры. Найти начальный с солнечными часами можно на пересечении Московского проспекта (бывшая Царскосельская дорога) и набережной Фонтанки.

1.jpg

Один из верстовых столбов в Санкт-Петербурге. Фото: Wikimedia Commons / Тулип (CC BY-SA 4.0)

В XX веке традиционные версты заменили современные дорожные знаки и столбы. Но желание отметить въезды в населенные пункты красивыми архитектурными формами не исчезло. Многие въездные группы, поставленные в советские годы, стали настоящими маленькими шедеврами.

В них отражалось влияние различных архитектурных стилей, в том числе конструктивизма и модернизма. Они выполнялись с использованием мозаики, скульптурных групп, барельефов и так далее.

Такое распространение въездных групп – это особенность нашей Родины. Уникальная черта огромных пространств России, объединенных вот такими одновременно разными для каждого города, но и связующими их в единое целое знаками.

Не случайно сегодня к въездным группам вновь обращено повышенное внимание. Так, в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» и федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» проводится всероссийский конкурс «Моя въездная группа». Также проходят конференции, посвященные им. В частности, в этом году прошел всероссийский форум «Въездные стелы муниципальных образований и входные группы общественных пространств».

Фото на превью: Wikimedia Commons / Крылов Иван, CC BY-SA 4.0