Сильная женщина с драматичной судьбой: история личной жизни Натальи Гундаревой
15 мая исполнилось ровно 20 лет со дня смерти народной артистки РСФСР Натальи Гундаревой. Великая актриса, одна из самых влиятельных и известных женщин в советском театре и кино семидесятых и восьмидесятых годов. Она умерла в 56 лет, оставив после себя яркий след в искусстве и жизни многих людей. О судьбе и тайнах актрисы — в материале «ВМ».
Начав с амплуа простодушных героинь, «девушек из народа», Гундарева постепенно перешла к сложным, многогранным персонажам. Исключительно талантливая и профессиональная, она была крайне амбициозной и властной, в родном Театре имени Маяковского ее не просто так называли «хозяйкой». А еще в адрес Натальи Георгиевны можно было услышать слово «разлучница». Яркая, сильная, напористая, она с рвением и пылкостью строила личную жизнь. И стала главной героиней множества трагических эпизодов.
Царица театра
Театр Наталья Георгиевна полюбила еще в детстве благодаря матери. Однако девочка не мечтала о сцене, считая актерство чем-то недостижимым. В школе она играла в детских постановках, но затем выбрала практичную профессию и в старших классах стала работать чертежницей в конструкторском бюро.
Переломным моментом в жизни Гундаревой стало знакомство с актером Виктором Павловым, который разглядел в ней талант и убедил поступить в Щукинское училище.
Блестящая студентка сразу после выпуска в 1971 году начала играть в кино, а несколько ведущих московских театров боролись за право принять ее в труппу. Она выбрала Театр имени Маяковского. Поначалу не получала главных ролей, но все изменилось в 1974 году, когда для спектакля «Банкрот, или Свои люди — сочтемся» по пьесе Островского потребовалась замена приме Татьяне Дорониной. Наталья блестяще справилась с задачей. Ее дебют в главной роли стал настоящим триумфом, завоевав сердца театральной Москвы.
И актриса сразу проявила характер. Она подралась с Дорониной. Как вспоминала в одном из телешоу артистка Татьяна Васильева, Гундарева ударила приму по лицу, закрепив статус первой женщины театра. Вскоре Доронина покинула труппу, а Наталья Георгиевна прослужила в старейшем драмтеатре столицы до 2001 года. Ее голос был решающим практически во всех вопросах работы заведения. Она влияла и на кадры, и на репертуар, и на художественные решения. Звали артистку «хозяйкой» или «царицей».
Драма разлучницы
Гундарева с юности пользовалась популярностью у мужчин, имела множество поклонников, но парадоксальным образом избирала спутниками жизни только женатых. Создавалось впечатление, что она бросала вызов судьбе, стремясь получить все, что пожелает, будь то признание театральной Москвы или сердце несвободного мужчины.
Первый брак Натальи с Леонидом Хейфецем стал яркой иллюстрацией этой тенденции. Их знакомство произошло в 1973 году на съемках телеспектакля, где Леонид был режиссером. Несмотря на семейное положение Хейфеца и неодобрение близких, их роман развивался стремительно. Вскоре пара поженилась.
Поначалу молодая семья не знала печалей, получив отдельную квартиру, а карьера Натальи стремительно шла вверх. Однако, по словам Хейфеца, именно профессиональный успех посеял зерна раздора. Съемки, гастроли, репетиции не оставили места для семейной жизни.
Решение Натальи отказаться от материнства ради карьеры было тяжелым ударом для их отношений, оставив глубокий след в душе обоих. Преподавательница актрисы Евгения Галкина рассказывала, что аборт стал самой большой трагедией в жизни Гундаревой. Актриса больше не могла иметь детей и горевала об этом до самой смерти.
В 1979 году брак распался, оставив, по воспоминаниям Леонида Ефимовича, «горечь и чувство упущенного счастья».
После развода Гундарева пробыла одна совсем недолго. Она сблизилась с молодым актером Виктором Корешковым, с которым играла в культовом спектакле «Леди Макбет Мценского уезда». И снова судьба сыграла злую шутку: ее избранник был связан узами брака.
Как сложились судьбы актеров из «Иронии судьбы»
Их роман начался в атмосфере театральных гастролей в Ленинграде. Вернувшись в Москву, Виктор не мог противиться чувствам, охватившим его. Он решился на развод с женой Натальей Хорохориной, прибегнув ко лжи о беременности Гундаревой. Однако счастье, о котором они так мечтали, оказалось иллюзорным.
Хорохорина спустя годы признавалась в интервью, что поступок Виктора оставил глубокую рану в ее сердце, а его коллеги отвернулись от него. По ее словам, Гундарева сама понимала, какую боль причинила, и сама страдала. Виктора осуждали, считая его легкомысленным человеком, стремящимся прикоснуться к славе Гундаревой. Другие видели их жертвами собственных эмоций.
Как бы то ни было, их союз просуществовал всего два года, оставив после себя шлейф пересудов и невысказанных обид.
Еще до официального оформления развода с Корешковым Наталья увлеклась другом мужа — артистом Сергеем Насибовым. Актер говорил, что плавно занял место Виктора в распадавшемся браке. Он тоже был женат — на Екатерине, дочери знаменитого Льва Дурова — и воспитывал с ней маленького ребенка.
Ни семейное положение, ни сложившаяся репутация Гундаревой, ни разница в возрасте в 10 лет (Насибов был младше) не стали препятствием для чувств. Сергей, следуя уже установившейся традиции, оставил жену с ребенком, выбрав Наталью.
Екатерина впоследствии вспоминала об этом периоде без злобы и обиды. Она признавалась, что не испытывала иллюзий относительно брака с Насибовым, понимая, что муж, обладающий яркой внешностью и актерским талантом, не будет хранить ей верность. Актриса с пониманием отнеслась к выбору Сергея, отмечая, что на его месте и сама бы не смогла устоять перед шармом и харизмой всесоюзной звезды.
Коллега Натальи Станислав Садальский утверждал, что именно с Сергеем актриса по-настоящему была счастлива. Несмотря на это, их отношения продлились всего три года, так и не закончившись официальным браком. По словам Насибова, в их союз с самого начала была заложена «безысходность», обусловленная их похожими характерами и всепоглощающей страстью к творчеству.
Последний брак
Любовный путь Натальи Гундаревой был тернист и извилист, отмечен как яркими вспышками страсти, так и глубокими разочарованиями. Ее романы с Александром Фатюшиным и футболистом Александром Минаевым, хотя и оставили след в ее душе, не переросли в долговременные отношения.
Долгожданное семейное счастье пришло к звезде уже после сорока лет. Судьба преподнесла ей неожиданный подарок в лице Михаила Филиппова, коллеги по театру. Их чувства вспыхнули внезапно.
Михаил в мемуарах писал, что их с Гундаревой любовь была не «постепенным сближением», а поразила обоих, словно молния. Наталья отмечала, что впервые испытала не поверхностное увлечение, а глубокое чувство, основанное на понимании личности партнера.
Лариса Голубкина: биография, личная жизнь, последние годы
— Миша пришел в наш театр и подружился с моим бывшим сокурсником по театральному училищу — таким образом мы оказались в одной компании. Приятельствовали, устраивали розыгрыши, хохмы… Потом в театре мы так сработались, что поняли: нам нужно жить вместе. Я за него вышла замуж не потому, что он талантливый, а потому, что это он… — рассказывала актриса.
С Филипповым Гундарева прожила в гармонии и во взаимопонимании 19 лет, вплоть до своего последнего дня в 2005 году. Единственной тенью в их счастливом союзе было отсутствие детей. Тяжелый аборт, перенесенный Натальей в молодости, негативно сказался на ее здоровье, хотя сама актриса предпочитала не говорить об этом. Некоторые коллеги считали, что она глубоко страдала из-за невозможности иметь детей, другие полагали, что Наталья сознательно выбрала карьеру в ущерб материнству, принимая все последствия своего решения.
В одном из поздних интервью Наталья с грустью заметила, что, возможно, ее «жизненный сосуд» так и останется незаполненным. Но, даже несмотря на это, она продолжала искать свое предназначение, стремясь наполнить жизнь смыслом и содержанием.
15 мая также исполнилось 100 лет со дня рождения другой известной актрисы — народной артистки СССР Людмилы Касаткиной. О тайной жизни звезды «ВМ» рассказал режиссер-постановщик Малого театра Андрей Житинкин.