Достучаться до небес: Сергей Лозница представил на Каннском кинофестивале «Двух прокуроров»

78-й Каннский кинофестиваль в самом разгаре. «Нужды путешественника» (если апеллировать к одноименному фильму одного из членов жюри Хон Сан Су), прибывающего в эти дни на Лазурный Берег, самые разнообразные.

Достучаться до небес: Сергей Лозница представил на Каннском кинофестивале «Двух прокуроров»
© Московский Комсомолец

© Геннадий Авраменко

Среди гостей в этом году немало российских кинематографистов, приехавших просто потусоваться. Есть любительницы отметиться на красной дорожке в Prada и других модных брендах, приезжающие на пару дней, чтобы потом отчитаться в российских пабликах (не в каннских же, где их никто не знает). Любой ценой приехать в Канны — в этом есть уже что-то пошлое.

Никакие инструкции, выпущенные дирекцией фестиваля накануне открытия, запрещающие появление со шлейфом, в чрезмерно пышных юбках, тормозящих движение в партере, не действуют. Запрет на «голые платья» не работает. Безуспешно сражаться за чистоту нравов и «пристойность» на красной дорожке. Как выходили без нижнего белья в «дырке от бублика», так и выходят. Ткани нет, но есть нитки бус, из которых складывается видимость платья, открывающего все прелести их носительницы или отсутствие оных.

Запрет на селфи, принятый не в этом году, а раньше, тоже не работает. Даже Том Круз запечатлел себя любимого на красной дорожке на фоне постера с кадрами из «Мужчины и женщины» Клода Лелуша. Вопреки прогнозам Круз, представлявший новый фильм «Миссия невыполнима: Последняя расплата», появился не с небес. Он не спрыгнул с вертолета на набережную Круазетт, а вышел на звездную дорожку как обычный участник. Теперь народ сомневается, сам ли он виртуозно совершал пируэты в небе, как это запечатлено в трейлере, заполонившем накануне премьеры просторы Интернета.

Фотографы особенно не разбирают, кто перед ними. Вышла актриса и продюсер «Брата-3» Юлия Переверзева в национальном чувашском костюме на красную дорожку японского фильма «Ренуар», и ее активно начали снимать, брать у нее интервью. Костюм и вправду прекрасен.

По Круазетт разгуливает пара колоритных и могучих мужчин в чем-то зеркально-золотом. К спине одного из них прикреплена табличка с надписью «Зеркальный мужчина». У другого на костюме — множество вышедших из употребления часов. Золотые человечки стали героями вечера. С ними фотографировались прохожие, и они с удовольствием откликались на их нужды, не требуя вознаграждения.

Достаточно выйти с диковинным национальным инструментом и присесть под пальмой у Зала Дебюсси, как тут же набежит толпа. Вот он, миг славы. Хотя, как выясняется, работа эта опасная. На агента японского артиста упала на набережной Круазетт ветхая пальма. Она хоть и старая, но перебила ему нос и позвоночник. 30-летний японец угодил в больницу, а группа отменила вечеринку в честь премьеры.

Кто-то рецензирует фильмы, а кто-то обсуждает спутниц мировых звезд. Получивший «Золотую пальмовую ветвь» за достижения в кинематографе Роберт Де Ниро прибыл на Лазурный Берег с подругой Тиффани Чен, уроженкой Тайваня. Тому Крузу приписали увлечение французской актрисой и уроженкой Квебека Пом Клементьефф. Вместе они снимались в фильме «Миссия невыполнима: Последняя расплата». Мама Пом — кореянка, а дед — русский художник из первой волны французской эмиграции Евгений Клементьев. Пожаловал в Канны и триумфатор прошлого года, режиссер «Аноры» Шон Бейкер с женой и продюсером Самантой Куан, тоже азиатского происхождения. Сам он в этот раз представляет картину как продюсер и монтажер.

Фестивальный постер украшают два кадра из «Мужчины и женщины» Клода Лелуша, обладателя «Золотой пальмовой ветви» 1966 года с Жан-Луи Трентиньяном и Анук Эме. Сам Лелуш тоже прибыл в Канны, и его можно повстречать в людской гуще. Мэтра радостно приветствуют, но живы в памяти времена, когда его фильмы захлопывали и смеялись над его режиссерской немощью. Лелуш все это мужественно пережил.

Конкурсные показы начались с фильма «Два прокурора» Сергея Лозницы, снятого в Латвии на русском языке. Это сложная копродукция нескольких стран — Франции, Латвии, Литвы, Румынии. Снимались у Лозницы как российские актеры, рассыпавшиеся по всему миру, так и их латвийские коллеги, родившиеся в СССР и говорящие с характерным прибалтийским акцентом.

Сам Сергей Лозница — уроженец Белоруссии, он окончил киевский политех и ВГИК в Москве, работал как документалист в Петербурге, уже много лет живет в Берлине. Советская история его не отпускает. В 2012 году Лозница дебютировал в Каннах с первой игровой картиной «В тумане» по Василю Быкову. Здесь проходили премьеры многих его картин, в том числе монтажных, основанных на советской хронике. Игровое кино он не снимал с 2017 года.

«Два прокурора» сняты по мотивам прозы физика Георгия Демидова, который провел 14 лет в ГУЛАГе на Колыме. Действие происходит в 1937 году, атмосферу которого Лознице удалось передать на чувственном уровне. Ощущение замкнутого пространства, из которого нет выхода, не покидает.

Молодого прокурора из Брянска, который только-только получил должность, сменив на посту коллегу с печальной судьбой, сыграл живущий в Европе Александр Кузнецов. Внешность у него особенная, казалось бы, не вполне кинематографическая. Нос перебит в юности, но прозрачные глаза придают актеру особую киногеничность. На фотоколле Кузнецов плакал. Яркое солнце и вспышки десятков камер слепили глаза. Он постоянно надевал темные очки и тут же их снимал. Одет был намеренно старомодно — в широкие брюки и приталенную, как когда-то было модно, рубашку. Мода возвращается, как и история, совершающая круг по спирали.

Герой Кузнецова, молодой прокурор из Брянска Корнев себя называет честным советским человеком. Он за правду. Получив написанное кровью письмо от старого большевика Степанюка (его сыграл Александр Филиппенко) из тюрьмы особого назначения, едет туда, чтобы во всем разобраться. Он такой наивный и открытый, что даже тюремное начальство отступает и позволяет ему встретиться с заключенным. Тюрьму снимали в Риге. Там же снимали вокзал, который тоже имеет легкий прибалтийский акцент. Брянские реалии другие, но это уже условность кино.

Встречается Корнев с тем же бесстрашным упорством и наивностью с генпрокурором Вышинским (его сыграл объявленный иноагентом в РФ Анатолий Белый). Ему молодой прокурор верит, как верили в Сталина. Только у них можно найти правду. Лицо Вышинского непроницаемо, но у наивного прокурора возникнут иллюзии, что справедливость восторжествует. Однако все закончится печально для него.

Взгляд пограничного человека иногда бывает острее, как в случае с Лозницей, так и в случает с Фатихом Акином, немецким режиссером турецкого происхождения. Его новая картина «Амрум» не попала в основной конкурс, но открывала программу «Каннские премьеры».

Она о том хрупком времени, когда война сменилась миром в 1945 году. Ощущение новой жизни и надежд герои переживут на изумительной красоты острове Амрум на севере Германии. Мы видим сдвиг времени глазами 12-летнего подростка Наннинга. Он переехал сюда из Гамбурга с матерью, живет в доме ее сестры. Мать свято верит в правоту Гитлера, а дядя мальчика сбежал от нацистов в Америку. Наннинга сыграл талантливый молодой актер Яспер Биллербек. У него распахнутые миру глаза, о котором он еще так мало знает. Мальчик готов на все ради матери, находит в голодные годы даже мед с маслом для нее. Удивительно сняты кадры охоты на тюленя, где ребенок словно танцует с ним на песке, а потом прольется кровь. Невинный мальчик проходит первые университеты, пытается понять, как устроен этот мир.

Как сложится судьба ребенка войны, мы узнаем в финале, когда стариком он вернется на песчаный берег, где бегал когда-то. Сценарий написан по автобиографическому роману ныне 86-летнего Харка Бома, режиссера, сценариста фильма «Гудбай, Берлин!», актера, снимавшегося в знаменитом фильме «Достучаться до небес». Он — учитель Фатиха Акина и сам мечтал снять кино по своему сценарию. Теперь ученик продолжил его дело, понимая важность момента, когда в Германии восторжествовали правые настроения, и за новыми лидерами устремились миллионы.