Кассационный суд: Иностранные слова не могут быть клеветой или оскорблением
Первый кассационный суд общей юрисдикции в ходе рассмотрения конкретного судебного спора сделал принципиально важные разъяснения: иностранные слова, непонятные большинству граждан без перевода, не могут быть признаны клеветой или оскорблением. Таким образом, специальный сленг, словечки, гуляющие в узком кругу, и прочие мало кому понятные выражения фактически неподсудны.
Такой правовой урок мы должны извлечь из резонансного дела, в котором поспорили две звезды. Не будем акцентировать внимание на том, о ком речь, хотя это были Егор Крид и Елена Мизулина. Но это, правда, сейчас не важно. А важно другое: истец, то есть Булаткин Е.Н., работающий под псевдонимом Егор Крид, предъявил претензии к ответчице, которая назвала его "главным скамером страны". Столь резкие слова прозвучали в ходе прямой трансляции с крупного форума, их увидели и услышали широкие народные массы.
"По мнению истца, его репутации, как блогера и исполнителя, нанесен вред, поскольку термин "скамер" означает "мошенник", носит оскорбительный характер, а видеозапись выступления ответчика с указанным утверждением получила широкое распространение в сети "Интернет", - рассказывают в Первом кассационном суде общей юрисдикции.
Однако нижестоящие инстанции в иске отказали. Судьи прежде всего заглянули в словари русского языка. А там, как выяснилось, такого слова нет. Между тем, подчеркивают в суде, согласно Конституции РФ и Закону "О языках народов Российской Федерации" государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык.
Лингвисты, конечно, скажут, что язык - это живая система, которая постоянно развивается. Какие-то слова приходят в него как чужие, но остаются, закрепляются и становятся своими родными. Все так. Однако для юристов крайне важно формальное закрепление, то есть процедура. Пока кто-то где-то официально не признал слово своим, оно де-юре чужое. А значит, получается, на нем можно ругаться без ограничений? По крайней мере до поры.
Судьи не нашли в официальных словарях слова "скамер", а значит, его нельзя признать порочащим
Процедура же такова: согласно постановлению правительства Министерство просвещения России утверждает список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ. Иными словами, мы не можем для юридического спора взять любой словарь. Есть официальные словари, которые постоянно обновляются.
"При разрешении спора назначена судебная лингвистическая экспертиза, по результатам которой установлено, что слово "скамер" не имеет общеупотребительных аналогов в русском языке и не входит в словари русского языка, - рассказывают в Первом кассационном суде. - Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы и выслушав участвующих в судебном заседании представителей сторон, Первый кассационный суд общей юрисдикции оставил принятые по делу решения нижестоящих судов без изменения, согласившись с выводом об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска".
Надо пояснить, что, для того чтобы те или иные слова были признаны клеветой, в суде необходимо доказать ряд пунктов. В том числе юридически обосновать, что информация является порочащей. Есть ложь, которая не порочит. Например, сообщить про соседа, что он олимпийский чемпион по бегу, - может, и неправда, но с юридической точки зрения - не клевета. Так как информация не порочит человека. Так что сосед в таком случае не вправе требовать ни компенсации морального вреда, ни тем более вашего осуждения.
Именно поэтому с точки зрения процедуры и было так важно разобраться, могут ли иностранные слова являться порочащими или оскорбительными в юридическом смысле.