Древние китайские стратагемы помогут добиться своего в жизни и бизнесе. Разбираем 2 тактических приёма на любой случай
Всё уже придумали до нас — в том числе хитроумные тактические приёмы и скрытые ходы, позволяющие добиться своего даже в самых сложных ситуациях. 36 таких техник описали ещё в Древнем Китае, назвав их стратагемами. Сейчас их актуальность активно проверяют бизнес-консультанты и переговорщики. «Секрет» полистал* книгу «36 стратагем для жизни и бизнеса» Игоря Рызова и пересказывает вам две из них.
*С разрешения издательства «Бомбора» («Эксмо»)
Стратагема 23. «Дружить с дальним и воевать с ближним»
В чём суть: «налаживайте отношения с отдалёнными партнёрами или странами, с которыми нет прямого соперничества, и используйте эту дружбу для усиления своих позиций в борьбе с близким противником».
У такой тактики немало преимуществ. Она позволяет:
получить дополнительные ресурсы и поддержку; обезопасить себя от потенциальной изоляции; отвлечь врага на второстепенные цели и в это время справиться с более опасными угрозами; внушить противнику, что эскалация конфликта грозит ему более серьёзными последствиями, и тем самым умерить его пыл; снизить собственный уровень стресса и давления благодаря поддержке союзника.
Для освоения этого тактического приёма нужно научиться манипулировать союзами и конфликтами.
«Важно: кто сегодня союзник, тот завтра — возможный противник, важно всегда об этом помнить. Союзник тот, с кем нечего делить», — пишет автор книги.
Как используют в политике: классический пример — США и СССР во времена холодной войны, когда оба государства поддерживали «дальних» союзников (в Европе и Латинской Америке с Африкой соответственно). Так стороны укрепляли свои позиции на мировой арене и продолжали противостояние.
Как используют в бизнесе: нередко уговорить на сотрудничество куда проще компании из похожих, смежных ниш, а не прямых конкурентов, затем можно использовать сложившиеся союзы и альянсы для «продавливания своих решений» и выгодных всем сторонам коллабораций.
Как используют в жизни: стратагема отлично показывает свою эффективность в переговорах любого характера. Стоит привлечь на свою сторону «уважаемого человека», не обязательно связанного с предметом обсуждения, и воспользоваться его авторитетом или связями.

Стратагема 25. «Выкрасть балки и подменить колонны, не передвигая дома»
В чём суть: «постепенное и незаметное изменение структуры или элементов системы, чтобы подчинить её своим целям или ослабить изнутри, не вызывая подозрений».
Условно говоря, пока «дом» остаётся на месте, вы постепенно заменяете «балки» и «колонны» — ключевые опоры и элементы поддержки — на те, что выгодны именно вам. В результате структура, с которой вы всё это проделаете, начнёт работать в ваших интересах, саман не осознавая этого.
Важно здесь не идти на резкие и явные изменения, а добиваться своего постепенно.
«В отличие от открытого захвата или лобовой атаки, такая подмена не вызывает у противника сопротивления, потому что внешне всё выглядит так же, как и было. Мы проникаем в систему, не вызывая тревоги, и меняем её изнутри», — отмечает автор.
Стратагема основана на трёх механизмах:
эффекте постепенного привыкания; принципе видимости (иллюзии стабильности на фоне уже изменившейся структуры); ложном чувстве контроля и безопасности.
Как используют в политике: римский император Октавиан Август, придя к власти, не стал отменять существующие республиканские институты — так он рисковал вызвать серьёзное недовольство сената и граждан. Вместо этого правитель поэтапно захватил реальную власть, сохранив внешние атрибуты и структуры республики.
Как используют в бизнесе: особенно эффективна эта стратегема при проведении реорганизаций, слияний и поглощений (в том числе захвате локального контроля).
Например, новому руководству лучше не резко увольнять старую команду, а постепенно внедрять своих людей на ключевые позиции. Структура же останется нетронутой, что снижает уровень стресса и давления в коллективе.
Как используют в жизни: тактический приём позволяет добиться желаемого результата без давления и с большей результативностью.
Представьте, что вы хотите вернуть в магазин технику с неработающей функцией. Велика вероятность, что менеджер начнёт тянуть время с экспертизой и прочим. Куда эффективнее поначалу ничего не требовать и добиться от сотрудника только признания дефекта («Возможно, я не понял, как он работает. Не покажете?»). После этого добиться возврата будет намного проще.
«Разбивая сложную задачу на подзадачи, сложную цель на подцели, вы будете двигаться к ней быстрее и никогда не потеряете её из виду», — заключает автор.
Как провести жёсткие переговоры с позиции силы: 5 постулатов кремлёвской школы