Лошади старейшего конезавода Кубани добывали победы на ипподромах всего мира

Вот уже 105 лет кубанский конный завод "Восход" занимается разведением чистокровной верховой породы. Его "воспитанники" много раз блистали на скаковом круге, но самую громкую славу ему принес гнедой жеребец Анилин - он трижды выиграл Кубок Европы в Германии (этот результат до сих пор никто не повторил) и одержал победу в Большом Вашингтонском Интернациональном призе. Корреспонденты "РГ" побывали на экскурсии по заводу и познакомились с его легендарным прошлым.

Лошади старейшего конезавода Кубани добывали победы на ипподромах всего мира
© Российская Газета

Воспитывается в утробе

Знакомство с конезаводом в маленьком поселке Новокубанского района начинается с живой истории помещичьей усадьбы и их хозяев - братьев Николенко. Воздух душист от зелени травы, сухо свистит ветерок. И в этой парковой тишине вырастает фасад бывшего жилого дома, где на втором этаже в двух музейных залах расставлены сотни кубков, старинная китайская ваза (приз жеребца Элемента в Пекине 1952 года), чугунные скульптуры каслинских мастеров… Да чего там только нет! На территории - деревянный чайный домик с резными элементами и сохранившийся столетний платан. Все это архитектурное наследие не исчезло ни в жерновах Великой Отечественной войны, ни в криминальных 90-х и сумело приспособиться к современной жизни.

"Сейчас у вас есть возможность наблюдать проездку - ежедневный тренинг лучших скаковых", - говорит начальник конной части "Восхода" Михаил Лящевский.

Вместе с ним заходим в полумрак длинного здания конюшни. Городские обыватели, знакомые с лошадью лишь по книжным картинкам, сразу будут воротить носы. Для них даже в вылизанных денниках пахнет навозом. Однако… на деле, чуть попривыкнув, различаешь терпкое сено, а еще тепло и дружбу, уходящую в глубинные пласты памяти каждого человека. Вроде бы затерянный и забытый мирок, а вон ведь, существует.

"Если более века назад лошади были у всех, а машина считалась роскошью, то теперь наоборот, - с налетом легкой грусти шутит Михаил, тем самым подчеркивая, что отрасль никогда не была прибыльной и не сможет никогда таковой стать в принципе. - В СССР ипподромы поддерживались государством, развивался спортивный тотализатор. С переходом объектов в частные руки расходы по транспортировке и размещению скаковых легли полностью на плечи конезаводов - поэтому уже и нет достаточного количества лошадей, способных показать себя на манеже. В крае верховые испытываются только на двух площадках - в Краснодаре и станице Павловской, но призовые хорошие - в этом году 120 миллионов".

И все-таки "классной" лошади нужны почти человеческие условия: содержание одного животного в месяц обходится в 50-70 тысяч рублей. Регион предоставляет субсидию на матку (в маточном табуне завода 61 голова) в размере шести тысяч рублей, но это капля в море, потому что только себестоимость новорожденного жеребенка составляет 800 тысяч. А чтобы вырастить лошадь, нужно как минимум три года. Среди коневодов распространена поговорка: "Жеребенок воспитывается уже в брюхе матери". Сначала новорожденного баловня наблюдают, но вскоре накидывают ему недоуздок, потом уздечку. В полтора года он узнает, что такое седло. И вот с двух лет - на ипподром. И будет ли он способен бороться за крупнейшие призы - еще большой вопрос.

Тем не менее "Восход" входит в тройку конезаводов России по количеству побед и трофеев. К племенной работе привлекают лучших жеребцов-производителей. Например, недавно от легендарного коня Меандре, принадлежащего главе Чечни Рамзану Кадырову, в хозяйстве получили 12 резвых жеребят.

"Хочу стать жокеем, как вы!"

На залитый солнцем загон конюхи выводят оседланных лошадей. Работают парами. Перед глазами пружинисто проходят молодые двухлетние кобылки. Осторожной Балме надевают на морду блиндеры: побаивается еще всадника. Фавориты скачек - гнедые жеребцы Хавбек, Лисмар, Ювелир и трехлетняя Айдес - в ожидании своей очереди нетерпеливо переступают за перегородками денников. Тренировка начинается с круга рысью, потом пара переходит на шаг, успокаивает дыхание и в следующий поворот влетает галопом. Аж дорожка дымится!

У входа в конюшню появляется мужчина в спортивной куртке, с мальчишеской фигурой и смуглым лицом. Знакомимся: мастер-жокей Иван Николкин. Вырос в станице Ильинской Новопокровского района и с детства сдружился с лошадьми. Верхом сел в 13 лет, в 15 пришел вслед за старшим братом на конезавод и остался здесь.

"В нашей семье пятеро братьев, и трое из них стали жокеями, - стеснительно делится Иван, давая понять, что ему куда легче работать поводьями, чем давать интервью. - Как готовимся к стартам? Лошадь переводим на сбалансированное питание, но так, чтобы она оставалась чуть голодной - сытый конь быстрым не будет. У всех разные характеры. Как и люди, лошади проявляют эмоции - могут грустить или, наоборот, весело играть, порой не пускают в денник, если не в настроении. Зачастую такие качели у молодых кобылок".

"А травмы случаются?" - интересуюсь.

"Да вот пару месяцев назад сломал правую кисть: лошадь начала резвиться, и я случайно ударился пальцем о ее шею. Но это впервые за всю работу", - признается он.

В музее конезавода экскурсовод много рассказывает о мировых знаменитостях - жокее Николае Насибове и его легендарном Анилине, чей бронзовый памятник возвышается напротив крыльца главного дома усадьбы. Вместе они выступили 27 раз, из них 21 - становились первыми. На скачках у Насибова была своя тактика, которую называли "железный посыл". Анилин не обладал уникальной резвостью, зато славился неимоверной выносливостью и силой. Жокей использовал эти качества, чтобы вымотать конкурентов. Держал в голове всю дорожку - кто впереди, кто сзади. Ведь сколько классных скакунов проигрывали на последних метрах из-за того, что всадник забывал оглянуться… Перед последним поворотом Насибов давал жеребцу вздохнуть, а затем бросался вперед. Соперники этого броска не выдерживали. Так, в 1964 году в Большом Вашингтонском Интернациональном призе Анилин преодолел 2400 метров за 2,25,0 минуты, тем самым установив рекорд для лошадей, рожденных в Европе. Результат продержался 33 года!

"Несмотря на громкие победы, Насибов в быту оставался скромным, дисциплинированным человеком. Рост его превышал стандартные параметры жокеев - 163-165 сантиметров, но он соблюдал жесточайшую диету", - делится экскурсовод Дина Дробина.

"Когда со всех концов страны мне пишут: "Хочу стать жокеем, как вы", я сразу спрашиваю: "Рост? Вес?!" Тут надо зорко вперед смотреть, - приводит слова Насибова известный советский писатель Дмитрий Урнов. - Жокейство - дело жестокое, как балет… Ради экономии веса жокеям приходится скакать и без белья… Некоторые, даже имеющие проблему с весом, не считаются с ней и едят, как им вздумается, надеясь поправить дело в парной. Это пока сердце позволяет…."

Жеребец столетия

Как сложилась судьба Анилина? Поговаривают, за него предлагали столько золота, сколько весит он сам, то есть 400 килограммов. На самом деле это просто легенда, призванная подчеркнуть его статус как выдающегося жеребца столетия. Ведущие конезаводчики действительно предлагали доллары и дойчемарки. Но кто согласится уступать конкурентам лучшее свое произведение? На этой почве родилось другое предание… об отравлении: Анилин прожил всего 14 лет, хотя средняя продолжительность жизни чистокровной верховой породы составляет 20-25 лет.

"Самый частый вопрос посетителей: "А почему вы не смогли получить второго или третьего Анилина?" - продолжает экскурсовод Дина Дробина. - Потому что сейчас наши лошади уже не скачут ни в Праге, ни в Варшаве, ни в Париже. Коней в СССР испытывали на международных ипподромах, и от победителей получались еще лучшие лошади высокого класса".

Экскурсии на конезаводе "Восход" организовали с 1958 года: сначала для деловых делегаций, а затем и для школьников. Сейчас в маршрут включено посещение музейной экспозиции и прогулка по территории, где гости общаются с животными (за исключением жеребят), могут их погладить.

"Детям и взрослым полюбилось катание в фаэтоне, запряженном тяжеловозом Байкалом, - добавляет Дина уже в конце встречи. - Активный туристический сезон - с апреля по ноябрь. Мы заранее обговариваем, чтобы гости были в спортивной обуви, брали с собой яблоки и морковь, так как на маршруте можно покормить рабочих лошадей и пони. Экскурсия для многих познавательна, потому как многие впервые видят табун, даже ребята из сельской местности. К сожалению, конь как ресурс ушел в прошлое, однако на Кубани до сих пор успешно несет службу единственный кавалерийский взвод ППС полиции, вызывая большой интерес у жителей".

Испытания войной

В феврале 1942 года "Восход" предпринял первую попытку эвакуации в район Моздока. Сложилась она неудачно: плохие погодные условия и болезни вынудили повернуть лошадей обратно. Второй раз табун эвакуировали на Ессентукский конный завод в Пятигорске, но вскоре эти районы захватили фашисты. Именно по приказу немецкого командования лошадей вернули на родной завод, который к тому времени был уже оккупирован (с августа 1942 по январь 1943 года), а затем лучших маток с жеребцами-производителями отправили в Германию. На территории хозяйства были расстреляны и брошены в колодец несколько человек, в том числе схваченный по доносу знаменитый тренер Михаил Сухарев. После освобождения их перезахоронили в братской могиле.

Перевернутые великаны

"… Большей же частью все лошадиные причуды происходят не от злобы, а от робости. А робость - от близорукости, - рассказывал Николай Насибов. - …Лошадь хорошо слышит, прекрасно чует, но видит плохо. Глаза ей портит полумрак конюшни. Лошадь легко обманывается и даже знакомый предмет может принять за чудовище. Тень на дорожке ей представляется пропастью. Один табунщик мне говорил, что мы в лошадиных глазах выглядим великанами и ходим верх ногами. "Иначе, - говорил он, - стали бы они нас терпеть!" Уж этого я не знаю, в лошадиной шкуре я все-таки не был…"