Как в середине XX века пермский инженер помогал КНР выпускать карбюраторы

В конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века пермяки помогли китайским специалистам организовать выпуск карбюраторов. СССР тогда активно сотрудничал с КНР: делился технологиями, при участии советских инженеров строились машиностроительные заводы, химические фабрики и другие предприятия.

Как в середине XX века пермский инженер помогал КНР выпускать карбюраторы
© Российская Газета

Особое внимание уделялось оборонной промышленности. Китайцы хотели запустить у себя производство самолетов полного цикла. Без карбюраторов в этом деле не обойтись. В 1955-м в столице Прикамья побывало несколько групп китайских инженеров и рабочих, изучавших производство авиационных карбюраторов АК-62, которые использовались в двигателях многих типов и были очень востребованы. Обучение шло в обстановке строжайшей тайны. Например, директор завода в Китае прислал своим товарищам поздравления с Новым годом. Письма с грифом "секретно" вручали адресатам под роспись.

И вот в КНР запустили выпуск карбюраторов, однако не все складывалось удачно, и из СССР попросили прислать специалиста для консультаций и практической помощи. Выбор пал на Василия Николаевича Шубина, заместителя главного инженера секретного завода, производившего топливные системы для авиадвигателей. Шубин работал на предприятии с 1940 года, досконально знал все тонкости производства. В годы войны, когда на завод пришло много новичков и качество продукции упало, Василия перевели из конструкторского бюро на участок сборки. Ему удалось разобраться с возникшими трудностями, и вскоре выпуск карбюраторов высокого качества наладили в полном объеме. Такие ситуации возникали не раз, и Шубин всегда находил решение проблемы, поэтому его и отправили помогать китайским товарищам. Вместе с супругой Василий Николаевич уехал в Пекин в 1959 году. Жена преподавала русский язык в университете, а Шубин учил рабочих.

- С механической обработкой деталей они быстро разобрались и делали это даже лучше, чем мы, но со сборкой и регулировкой не справлялись, - вспоминал он позднее. - Собрать топливную аппаратуру так, чтобы она соответствовала всем параметрам, у них не получалось.

И вновь, как в годы войны, Шубин объяснял, рассказывал, показывал. Когда дело пошло, его стали посылать в командировки - в Харбин, Нанкин, Сиань. Работы было очень много, и китайцы просили руководство пермского завода прислать подмогу, но им ответили: Шубин все сделает сам. Его переводчик местный житель Чен Мин Лай отлично говорил по-русски и быстро освоил техническую терминологию.

Пермяк пробыл в Китае год. Китайцы не хотели его отпускать и даже обращались в различные инстанции с просьбой оставить Шубина еще на какое-то время. Тем не менее пришлось возвращаться. Перед отъездом Василия Николаевича наградили орденом Дружбы. А завод, где он обучал специалистов, подарил шелковое знамя, вышитое работницами предприятия, с надписью на китайском и русском языках: "Уважаемый тов. В. Н. Шубин. Благодарим вас за вашу бескорыстную помощь в работе. Коллектив завода № 113". Еще лет десять из Китая в Пермь шли открытки к праздникам. И орден, и знамя сейчас хранятся в заводском музее.

А в начале 90-х Василию Шубину вдруг позвонили с завода и сообщили, что к ним приехали гости из КНР и его разыскивает руководитель делегации. Оказалось, это тот самый переводчик Чен Мин Лай. Они встретились почти через сорок лет.