В Год Чайковского на белорусской сцене презентуют "Орлеанскую деву"

Заключительной премьерой очередного сезона в Большом театре Беларуси уже анонсирован показ в середине июня оперы Петра Чайковского "Орлеанская дева". Уже после первой ее сценической репетиции народный артист России Георгий Исаакян, который осуществляет постановку, высказал убеждение, что она "обещает стать ярким культурным событием" в рамках объявленного в театре Года гения мировой музыкальной культуры.

В Год Чайковского на белорусской сцене презентуют "Орлеанскую деву"
© Российская Газета

На встрече с труппой маэстро представил и эскизы изысканных и сложных декораций, в которых предстоит существовать исполнителям. Он обратил внимание и на костюмы, подробно рассказав о замысле будущей постановки. Новый проект постановки, над которым работает трио, включая дирижера-постановщика и художественного руководителя театра Артема Макарова и художника Алексея Трегубова, по словам Исаакяна, "задуман как пространственно многогранный: он словно живет в трех измерениях".

Во-первых, уточнил он, существует город Домреми, который известен на весь мир тем, что в нем родилась Жанна д'Арк. И этот город полностью посвящает себя легендарной героине, устраивая самые разнообразные перформансы, фестивали и праздники в ее честь.

Второе пространство формирует как раз та самая театральная реальность. Но появится и третья - историческая, реальность XV века, которая разыгрывается в воображении современной юной девушки, представляющей себя Жанной д'Арк и примеряющей на себя ее судьбу.

В результате, прогнозирует постановщик, получается "масштабная, многослойная конструкция, которую предстоит воплотить на сцене: соединить все эти времена и миры".

В течении месяца у труппы театра предстоит вдохновенная работа над постановкой одного из самых редко звучащих, но удивительно красивых, мощных произведений Петра Ильича, повествующего о жизненном пути Жанны д"Арк, ее вере, борьбе и трагической гибели.

"Орлеанская дева", признается постановщик, - это не только восхитительная музыка, но и сложнейшие партии. И театр, который берется за ее постановку, "должен предъявить высочайший уровень к солистам, хору и оркестру. Это гигантское полотно, в котором нет места компромиссу ни в одной детали", - резюмировал Исаакян.

Впрочем, обращаясь к театральной судье уникальной оперы, музыкальные критики обращают внимание, что после ее успешной премьеры в 1881 году, она прошла на сцене всего несколько раз. С одной стороны, считается, что у нее были конкуренты, в том числе кантата "Жанна д'Арк" Россини, и еще около десятка итальянских, немецких, французских, испанских музыкальных версий.

Поэтому звучало даже утверждение, что европейская публика эту оперу почти не знает, несмотря на глубочайшие симпатии к русскому композитору. Если не считать пражской премьеры "Орлеанской девы" в 1882 году, она только спустя столетие была поставлена Гарри Купфером в Мюнхене.

Что же касается предстоящей постановки в Минске 17 и 18 июня, то над ней работают также главный хормейстер народная артистка Нина Ломанович и художник по свету Ирина Вторникова. Известно также, что главные партии готовят ведущие солисты оперы Оксана Волкова, Дарья Горожанко, Анастасия Малевич, Оксана Якушевич (Иоанна д'Арк), Мария Галкина, Марта Данусевич, Анастасия Москвина (Агнесса Сорель), Станислав Трифонов (Тибо), Владислав Зозулько (Архиепископ) и другие.