«Бояться было некогда»: 98-летний ветеран из Астаны поделился воспоминаниями о войне

В Великой Отечественной войне участвовали свыше 1,2 миллиона казахстанцев. Половина из них погибли на полях сражений. А до минувших дней дожили только 105 ветеранов. В столице проживает трое человек. Один из них — 98-летний Василий Сердюков.

«Бояться было некогда»: 98-летний ветеран из Астаны поделился воспоминаниями о войне
© Мир24

Василий Сердюков из дома выходит редко. Сейчас его прогулки ограничиваются походом к окну. Оттуда сразу вырисовывается вид на вокзал. Место, которое стало для него вторым домом работой мечты. Именно работе на железной дороге Василий Антонович посвятил свою жизнь.

Но до железной дороги ветеран мечтал о небе. Юный Василий и брат Николай грезили стать летчиками. После окончания школы хотели поступать в летное училище. Но желанию парней было не суждено сбыться. Началась война.

Братья получили повестки, где было сказано явиться в Шортандинский районный военкомат в Акмолинской области. У обоих были водительские права. Поэтому по распределению вопросов не было —будут шоферами. Из военкомата ребят отправили в Саратовскую область в учебный полк.

Вот что вспоминает Василий Антонович ветеран Великой Отечественной войны:

«Нас было шесть шоферов на учебе. Мы поступили туда в июне. И было всего несколько месяцев на подготовку. Уже осенью мы с Колей впервые оказались на фронте.

За каждым закрепили свой автомобиль.

«У нас с братом были американские машины «Студебеккер. Чаще всего мы возили один из самых мощных минометов Красной армии. Задача доставить оружие в целости и сохранности, — говорит Василий Антонович.

Серьезных травм у Василия не было, несмотря на постоянные атаки врага как на земле, так и в небе. Маневренность выручала, шутит ветеран. Удалось пройти самые горячие точки на полях сражений. Ветеран помнит лишь некоторые из них:

«Я принимал участие в боях в составе войск Первого Белорусского фронта, командующим которого был маршал Советского Союза прославленный генерал Жуков. Я принимал участие в освобождении города Минска в Белоруссии. В форсировании реки Висла, Шпрее и других.

Ветеран говорит, бояться было некогда. Нужно было выполнять приказы командования, не подвести своих. А вот бои на Зееловских высотах стали для Василия Антоновича точкой невозврата. Именно там, на подступах к Берлину, погибли больше 35 тысяч человек. Среди них брат Коля.

«Я смотрю, едет машина Коли под номером 701. Но за рулем почему-то не он, а другой шофер. Я подбегаю к нему, а он мне говорит: «Вася, твой брат погиб. Он в кузове. Я поднялся в кузов и увидел своего Колю. Это был самый тяжелый момент за всю войну. Там еще лежали три человека, три шофера, — вспоминает Василий Антонович.

Брат Василия Антоновича не дожил до победы всего месяц. Войну ветеран закончил уже без него в Берлине —у стен вражеского Рейхстага:

«Там впервые я увидел командующего фронтом Жукова, который после окончания боев находился здесь.

Демобилизовался Василий в 1947 году:

«Я доехал на поезде до Урала, потом доехал до Петропавловска и оттуда уже до станции Акколь. Там как раз работал мой отец, но он уехал на охоту, и меня повез домой его товарищ. И потом он поехал за папой и рассказал, что я приехал. Родители встречали меня со слезами, и я плакал. До сих пор я хорошо помню эту встречу.

После войны окончил десятый класс. Мечты о небе остались мечтами. Ветеран поступил в Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта. По распределению попал на станцию «Курорт Боровое. Позже был переведен в Целиноград.

«Теперь все мои мечты были о железной дороге. Как раз начали осваивать целину. Сюда поступало очень много груза. Надо было его принимать, размещать и так далее. Но меня это не пугало. Я хотел подниматься выше и выше по карьерной лестнице. Потом даже обучал дополнительно рабочих, — говорит Василий Сердюков.

В 2011 году Василий Антонович побывал в Берлине и на тех самых Зееловских высотах. Туда на братскую могилу, где похоронен его брат Николай, ветеран привез землю из Казахстана.

Вернувшись, Василий Антонович продолжил работу на железной дороге даже на пенсии. О деле его жизни каждый день напоминает свист вагонов за окном.

Автор текста Алёна Грачёва

Автор фото Алмат Жилкишин