Потерявший в бою ногу Ангел теперь не ходит на задания, а передает другим опыт
Неторопливый в движениях и разговоре боец чуть прихрамывает. Как оказалось, он передвигается на протезе. На одном рукаве - шеврон с названием отряда "Рысь" добровольческой восьмой бригады. На другом - позывной Ангел. И взгляд особый, пристальный, пронзительный, настоящий взгляд-прицел. Впрочем, это неудивительно, если вспомнить, что перед тобой снайпер. Потерявший в бою ногу Ангел теперь не ходит на задания. Но свой опыт и снайперские хитрости, которые кому-то могут спасти жизнь, а кого-то жизни лишить, он передает другим.
Ангел - луганчанин, ополченец первой волны. Еще в 2014 году, увидев, что происходит в Одессе, он решил встать на защиту Донбасса.
"У меня был знакомый, который оказался в Доме Профсоюзов и спасся чудом: когда людей начали жечь и убивать, он укрылся между кондиционерами на крыше, пересидел там, наблюдая за происходящим. Когда все затихло, спустился вниз. Потом добрался до Луганска и рассказал, что видел своими глазами. Мне не хотелось, чтобы подобное произошло у нас, поэтому я и вступил в ополчение, хотя раньше даже в армии не служил. Поначалу мы дежурили на блокпостах с обычными палками. Если у кого-то была охотничья двустволка, это считалось за большое везение. Потом все становилось серьезнее, начались настоящие бои. Например, в Дебальцевской операции приходилось воевать против танков и артиллерии", - вспоминает Ангел.
Когда началась специальная военная операция, он тоже не стал отсиживаться в стороне. Записался добровольцем, поучаствовал в жестоких боях. Вспоминает, как в Кременной его группа прошла "зону смерти" под огнем артиллерии и атаками дронов, а затем вступила в огневой контакт с противником, который оказался на расстоянии 5-7 метров. Но приходилось воевать и с дальней дистанции: Ангел командовал группой снайперов-разведчиков. Он честно, не стесняясь, признается, что вне зависимости от количества метров до противника в бою всегда присутствует страх.
"Зверский страх, - уточняет Ангел. - Это неправда, что кому-то во время боя может быть не страшно. Не может. Но важно бороться со своим страхом. Как? Ну, например, переводить его в шутку. Это здорово помогает. Если бы я не шутил, а показал своим ребятам страх, они бы за мной не пошли".
А еще важно уметь не терять самообладания, сколь бы страшно ни было. Если бы Ангел поддался страху в роковом бою под Соледаром, то потерял бы не ногу, а жизнь.
"Мы тогда получили задание зачистить посадку и закрепиться в ней, - вспоминает мой собеседник. - Зашли туда, выбили противника, заняли позиции, но из-за мощного артобстрела к нам не смогли подойти резервы. Нас пытались контратаковать, накатывали несколько раз, накрывали артой, так что не поднять головы. Я помню, как упал в воронку. А потом в ту же воронку прилетела 120-я мина. Мне разорвало ногу, а пацана, который был рядом, убило. Я сумел наложить себе жгут, вколол промедол. Потом ребята меня оттащили, наложили дополнительный жгут, вынесли. Несли километров семь, кстати".
После ранения Ангел полгода учился ходить на протезе. В свое подразделение он вернулся уже в качестве наставника для молодых снайперов. И действительно, благодаря своему опыту, стал Ангелом-хранителем для многих из них. Интересуюсь, каким должен быть снайпер.
- Нужна физподготовка, смекалка, снайпер должен уметь работать и как самостоятельная единица, и в паре, и в группе. А еще - маскироваться, разбираться в минно-взрывном деле, выбирать подходящую позицию, знать анатомию человека?
- Анатомию?
- Ну конечно. Чтобы сорвать ротацию противника, иногда вовсе необязательно убивать его. Порой лучший результат принесет ранение командира. Тогда его крики деморализуют всю группу.

Самое же сложное в снайперском деле, по словам Ангела, - длительное время находиться в неподвижности. Для этого требуется нечеловеческая выдержка.
"Я однажды пролежал без движения около полутора суток. Только кажется, что лежать просто. На самом деле это - настоящая пытка. Затекает все тело, болит лицо, шея, хочется есть, хочется в туалет, а себя обнаруживать нельзя", - рассказывает Ангел.
Малейшее движение, действительно, может стоит жизни. Это Ангел понял во время снайперских дуэлей. Самой результативной оказалась охота на коллег из ВСУ под Изюмом. Тогда пара Ангела сумела уничтожить шестерых снайперов противника.
"Всех деталей раскрывать не буду. Скажу только, что пару суток спустя мы забрали в качестве трофеев их винтовки. Сам я тогда работал с мосинкой. Как я ее оцениваю? Прекрасная винтовка. Если доделать под себя цевье, ложе и поставить хороший прицел, то отлично подойдет для ювелирной высокоточной индивидуальной работы и даст фору многим другим винтовкам. Но, конечно, для штурмовых действий лучше использовать СВД, у которой выше интенсивность стрельбы.
Своим самым точным выстрелом Ангел считает попадание в голову противника с 650 метров. Но говорит, что в его подразделении есть и другие достойные бойцы.
"Например, снайпер с позывным Камацу за полчаса пребывания на позициях поразил 7 целей. И тому имеются видеоподтверждения. Еще один парень с позывным Кмет умудрился попасть из нашего окопа точно в гранатомет противника, как раз в момент выстрела гранатометчика ВСУ. Тот высунулся, попытался пустить в нас гранату, и гранатомет разорвало на украинских позициях. Еще один наш отчаянный парень Кореец умеет не только стрелять. Он незаметно пробирался во вражеские окопы, минировал их и возвращался обратно".
Кстати
Counter-Strike на полигоне
"Бывали случаи, когда приходит к нам человек и говорит: хочу быть снайпером, - рассказывает Ангел. - Начинаю расспрашивать, где он работал с винтовкой, какие полигоны и стрелковые клубы посещал. А он в ответ: "Я Counter-Strike (компьютерная игра-шутер, - прим. "РГ") прошел до конца". Вывозишь такого на полигон, даешь ему винтовку, а он со 100 метров даже в мишень попасть не может. Приходится объяснять, что в реальном бою сохраниться, как в компьютерной игре, не получится и стрелять там нужно лучше. А бывает так, что приходит скромный зеленый пацан, который никогда не держал в руках оружия, ему даешь винтовку, рассказываешь, что да как, и он уже со второй-третьей серии бьет иным снайперам на зависть. Есть такие талантливые от природы ребята".