Самобытность и самопародия

Моя литературная молодость пришлась на период расцвета «деревенской прозы». Но даже тогда опытные редакторы советовали иным авторам «проредить» областные слова или изменить контекст так, чтобы было понятно, о чем речь. Некоторые самородки из глубинки обижались: мол, сидите тут, в Москве, оторвались от жизни, не хотите знать, как страна говорит… Но в том-то и дело, что так говорят только на родине автора, а читателей из других регионов это оттолкнет.

Самобытность и самопародия
© Вечерняя Москва

Прекрасный пример уместного употребления диалектизмов показывал Владимир Солоухин. Он из Владимирской области, в его речи до конца жизни сохранилось «оканье», он знал и использовал множество сельских слов — но при этом его язык кристально понятен. Легко читать вологодца Василия Белова, архангелогородца Федора Абрамова, сибиряка Валентина Распутина...

К сожалению, у некоторых писателей самобытность местами переходит в самопародию. Один из них — уроженец Курской области Евгений Носов. В своем романе «Веселая жизнь, или Секс в СССР» я цитирую отрывок из его произведения, правда, не называя автора. Там герой «торчком занозил косье в землю» и «побрел к недалекой горушке, из-под которой, таясь в лопушистом копытнике, бил светлый бормотун-ключик», затем, «разгорнув лопушье», пил воду, «перемогая остуду»…

Александр Солженицын составил замечательный «Русский словарь языкового расширения», в котором собрал редкие и малоупотребительные слова. Я бы рекомендовал молодым писателям его почитывать, хотя бы для поиска синонимов. Но в своей творческой практике Солженицын пользовался редкими словами, в том числе областническими, ужасно нелепо, они торчат из его текстов, как пружины из старого дивана. Подозреваю, что он пытался состязаться с Михаилом Шолоховым, к которому ревновал: недаром Солженицын инспирировал одну из первых публикаций, утверждающих, что «Тихий Дон» — результат плагиата.

Что касается современных литераторов, то их проблема в другом — они варятся в своей тусовке, их язык серый и стертый. Недаром Гоголь завещал, что надо «проездиться по России». Нас часто отправляли в командировки по стране — и по линии Бюро пропаганды художественной литературы, и по линии комсомола… Сейчас ситуация в Союзе писателей меняется к лучшему, надеюсь, эта практика, пусть и не в таких масштабах, вернется.