Татьяна Кузьмич: Как родилась идея антифашистского слета в Минске
В Беларуси побывала делегация Херсонской области, которая участвовала в международном антивоенном молодежном форуме. История его проведения связана с Херсонщиной. Об этом "РГ" рассказала заместитель губернатора российского региона Татьяна Кузьмич.
Татьяна Александровна, как получилось, что идея международного фестиваля "Молодежь Евразии за мир" в Минске изначально родилась на Херсонщине? Как это было?
Татьяна Кузьмич: Это антифашистский форум, в котором участвуют молодые люди из Беларуси, России, Египта, Армении и других стран. Он проводился уже десятый раз. Его организатор - директор минской школы № 70 Евгения Рудова. Я познакомилась с ней еще при Украине.
С 2014 года, как известно, все русское в "незалежной" попало под запрет. Лидеры, участники общественных организаций, учителя, педагоги, пропагандирующие русскую культуру и язык, больше не могли встречаться и проводить совместные мероприятия. Не только в Киеве, но и в Херсоне это было небезопасно.
При Украине я работала директором в школе. Мой коллега киевлянин Александр Кондряков тоже был учителем. Он и предложил провести в Минске форум с участием украинцев, в том числе херсонцев - молодежи и педагогов, тех, кто считал себя частью русской культуры. Я и мои коллеги поддержали эту идею. Так родился фестиваль "Молодежь Евразии за мир". Наши первые встречи в Беларуси состоялись в 2015 году. Мы приезжали еще на несколько форумов, а потом наступил перерыв. И вот радостное событие - херсонцы снова смогли поехать в Минск на фестиваль.
Что вы увидели в Беларуси, с кем встречались?
Татьяна Кузьмич: Поездка была очень эмоциональной. Посетили места, связанные с трагическими событиями Великой Отечественной войны. В память об одной из трагедий несколько лет назад был построен мемориальный комплекс "Ола". Нам рассказали пронзительную историю. 14 января 1944 года были расстреляны и сожжены мирные жители деревни Ола и соседних населенных пунктов. Всего в тот жуткий день погибло 1758 человек, из них 950 детей. Удалось спастись девочке, которая выбежала из горящего сарая с маленьким братом. Но фашисты натравили на них собаку, и она загрызла мальчика. Окровавленная девочка смогла убежать.
В Могилевской области с нами беседовал зампрокурора, который по поручению президента Республики Беларусь занимается расследованием зверств фашистов. Известно, что по плану Гитлера фашисты собирались оставить в живых 25 процентов населения завоеванных территорий нашей страны. На самом деле это вранье, по факту пытались истребить всех.
Нас привезли в Казимировский лес, где ведутся раскопки общей могилы жертв нацистов. Побывали мы и на Буйничском поле, здесь наши солдаты и ополченцы сражались насмерть. Они подбили за один день 39 немецких танков, которые шли на Москву. Сталин послал туда фронтового корреспондента Константина Симонова, и он увидел все своими глазами. В знак преклонения перед подвигом бойцов писатель завещал после смерти развеять его прах над этим полем, что и сделали родственники Симонова.
Мы познакомились с узницей финского концлагеря Галиной Игнатьевной Змушко, участвовали в церемонии захоронения останков солдата родом из Беларуси, найденных в Карелии по время раскопок поисковиков. Его имя смогли узнать по медальону. Участвовали в панихиде во Всесвятском храме в Минске, где установлены 500 ниш с прахом солдат, погибших в разных войнах, начиная с 1812 года. В руках у нас были портреты наших родных, воевавших в Великую Отечественную. Я стояла с изображением своего дедушки Михаила Романовича Горобца.
Состоялась встреча с белорусским общественным деятелем Алексеем Талаем, которого хорошо знают в России. При его поддержке дети из Херсонской области ездят на мероприятия и отдых в Беларусь. В 16 лет он подорвался на мине, оставшейся с Великой Отечественной войны, и потерял руки и ноги. Но не отчаялся. Стал спортсменом и предпринимателем. Президент России наградил Алексея Талая орденом Дружбы. Его фонд передал более тонны советских монет для установки народного памятника на Поклонной горе в Москве.
В представительстве Россотрудничества обговорили взаимодействие Херсонской области с Беларусью в культурной и образовательной сферах. Наши педагоги и директора школ приедут в Минск познакомиться с белорусской системой образования.
После начала СВО учителя и молодежь из Херсонской области участвовали еще в каких-то мероприятиях в Беларуси?
Татьяна Кузьмич: В прошлом году наши ребята ездили на слет поисковых отрядов и стали участниками реконструкции начала войны, которая проходила рано утром 22 июня в Брестской крепости. Это было потрясающе.
Учительница из школы № 1 Геническа Алина Заболотняя заняла первое место в конкурсе "Хрустальная чернильница", который проводится в Минске для учителей русского языка и литературы. Она победила с уроком, посвященным Пушкину. В этом году ее пригласили в состав жюри. Кстати, инициатор "Хрустальной чернильницы" Александр Кондряков, предложивший проводить форум "Молодежь Евразии за мир".
На Херсонщине побывали известные русские писатели и поэты. Наверно, сохранились памятные места, связанные с ними?
Татьяна Кузьмич: Наши белорусские друзья и коллеги очень хотят их посетить. Это обязательно произойдет, когда закончится СВО.
У нас бывал Пушкин. Поэт служил в Одессе у генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии графа Воронцова. Пушкин был очарован графиней, и разгневанный супруг решил избавиться от соперника. Направил его в Херсон для изучения вопроса засилья саранчи на полях. Пушкин потом написал отчет о своей поездке, закончив его словами в своем духе: "Летела, летела саранча. Села, посидела, посидела - и все съела. А потом домой себе полетела".
Есть легенда, что Александр Сергеевич, будучи в Херсоне, искал свидетельства о своем двоюродном прадеде Ганнибале, начинавшем строить город при Потемкине. Выдумка или правда, якобы в греческой церкви, построенной спустя пять лет после основания Херсона, сохранилась ложечка, с помощью которой Пушкин причащался.
В Новой Каховке жила правнучка Гумилева и его праправнучка Лариса. Она сейчас в Керчи, эвакуировалась. С Херсонщиной связано имя поэта Бориса Лавренева. Он учился в гимназии в Херсоне. Супруга Лавренева в советские годы передала в наш литературный музей личные вещи поэта.
В своих воспоминаниях он писал, как в первые годы революции разнесли собор в Херсоне, построенный Потемкиным. В храме хранились его останки. Лавренев описал, что революционеры сделали в соборе антирелигиозный музей. Останки подписали на украинском языке: "Череп любовника Екатерины". Пацаны играли им в футбол.
Cтудентами херсонской гимназии, кстати, были Троцкий и Евгений Тарле, ставший известным историком. Херсонщина - родина русского футуризма, в селе Чернянка Каховского района был родительский дом братьев Бурлюков - товарищей Маяковского, Велимира Хлебникова. Они приезжали туда и устраивали поэтические состязания. В 1980-90 годы Чернянку посещали модернисты, проводили фестивали. Сейчас там школьный музей, в нем есть небольшая экспозиция, посвященная Бурлюкам.