о сатирической поэме Владимира Высоцкого

«Маги, колдуны, кудесники, балбесники. Стрелялки, целовалки, убивалки. Сегодня? Или когда? Нет ответа. А Высоцкий (вот же наивная душа, знал бы, как оно дальше будет) потешался над советским телевидением, не в последнюю очередь упирая на то, что нормальным (по духу, не по записи в медкарте) людям нужно кой-чего другое — про настоящее, про смыслы, про жизнь».

Когда б взглянул Высоцкий на современное и такое совестливое по отношению к зрителю телевидение, он бы всё забросил куда подальше, да и принялся, совсем как Пушкин, за поэму в стихах. Ибо никакой меньшей стихотворной формой не к ночи помянутое телевидение описать возможным ему бы не представилось.

«Совестливое»?

А то как же! Забота у него такая, у зримого вещания, была бы... Голова пустая — и нет других забот. Уселся, рот открыл — щёлкай себе каналы, что белка орехи, отсматривай сериалы, погружайся в мир колдунов, неусыпно бьющихся с магочародеями, не теряйся, не тушуйся — неусыпно потребляй. Это же всё аллегория, это же не на самом деле — то, что в телевизоре. Или нет? Как понять?

Дорогая передача! Во субботу, чуть не плача,

Вся Канатчикова дача к телевизору рвалась.

Вместо чтоб поесть, помыться, уколоться и забыться,

Вся безумная больница у экрана собралась.

Высоцкому за этакие поэзии в 1977-м, конечно, досталось: от народа — слава, а от сильных мира того... Бытует легенда, что даже и сам Капица в некотором недоумении задавал по приватным каналам вопрос относительно «Очевидного — невероятного», а также и удивительного, которое рядом, но отчего-то запрещено. И Высоцкий разъяснял прямо на концертах (почти на каждом последние три года пел «Дачу»), что не в уважаемом и всенародно любимом академике дело, а в слухах сомнительных и лекторах подозрительных, вещающих о тарелках, про которые Владимир Семёнович шутил, «что не только их видели многие, но некоторые даже на них и летали...». К слову, не забывал Высоцкий сказать и о том, что всё возможное по теме уфологии (научное, околонаучное и совсем ненаучное) он перечитал, а ответов нет как нет... Высоцкий. Современник нашего космоса, в котором мы первые и молодцы навсегда.

Так над чем же он смеялся, неугомонный Высоцкий? Не над нами ли, будущими-нынешними? Намертво поприлипавшими к экранам?

Бытует и такая легенда, а скорее притча, странная до невозможности. Мол, в той сомнительной песне своей Владимир Семёнович обрисовал сумасшедших как последних настоящих советских людей. Нормальных в принципе, нормальных вопреки. Ну разве что несколько злоупотребляющих. Извечно чем. «А отчего же нормальных, если они в доме скорби обитают?» — спросит иной пытливый читатель. А оттого, что устремления их душевные чистые есть.

Уважаемый редактор! Может, лучше про реактор,

Про любимый лунный трактор? Ведь нельзя же, год подряд

То тарелками пугают — дескать, подлые, летают,

То у вас собаки лают, то руины говорят!

И то верно, куда важнее, да и познавательнее, если про лунную программу, если про атомную энергетику, если вообще про дела, от которых не сажа бела, а мироустройству порядок достойный и процветание. Меж тем... Наблюдаем на мерцающих экранах скорее и чаще прочего метко и точно упомянутых Высоцким краснобаев и баламутов, утверждающих на все лады, будто бы Земля непременно налетит на небесную ось, все разом разбогатеют от приложения к известным местам заламинированного капустного листа зелёного цвета (тут уж про доллар сами догадайтесь), многие обретут ясность мысли и удалятся от скуки и напрасных дел задолго до пенсии, просто повторяя мантру про «всё будет хорошо» и неусыпно отстаивая личные границы...

Погодите.

Я уже и сам запутался.

Это всё прямо сегодня происходит. Или тогда? Но тогда такое было невозможно. И это верные 90% эфира.

Маги, колдуны, кудесники, балбесники. Стрелялки, целовалки, убивалки. Сегодня? Или когда? Нет ответа. А Высоцкий (вот же наивная душа, знал бы, как оно дальше будет) потешался над советским телевидением, не в последнюю очередь упирая на то, что нормальным (по духу, не по записи в медкарте) людям нужно кой-чего другое — про настоящее, про смыслы, про жизнь. А уж если и про тайну, так чтоб разрешалась она силой и волей человеческой (одних лозунгов на такое дело тоже маловато). А не пассами рук — «за напёрстками следим, следим, не отвлекаемся!!!».

Всей своей враждебной сутью подрывают и вредят —

Кормят, поят нас бермутью про таинственный квадрат!

Про «бермуть» — это прямо хорошо и прекрасно. Современно и свежо. Точно про наше телевидение. Правда, это и про тогдашнюю «контру» и ФРГ, и про Штаты Соединённой Америки тогдашние, и про «приёмник Grundig», и про всякую западную гнилую пропаганду (или всё ж таки про сегодня?) — он когда жил-то, тот наш Высоцкий?!

Да-а-авно... А телевидение... Ныне ещё пуще расцвело. Без всякой западной пропаганды, но и благодаря ей, конечно. Всё слизали, что могли, заботливо перетащив полную коллекцию сорняков к себе любимым — в садик-огородик.

Оно и расцвело.

Смешно, честное слово.

Но если мы сами на собственный, самим же себе и заданный вопрос не отзовёмся, не откликнемся — садик-огородик наш ментально-зрительский зачахнет-захиреет совсем. Некому, кроме нас, холить его, лелеять — нет ни охоты, ни выгоды.

С уваженьем... Дата. Подпись. «Спортлото». И не забывайте хотя бы на ночь выключать опасный электрический прибор — телевизор.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.