Странные совпадения. Как история советского шатла «Буран» совпала с историей конца СССР
И даже самолёт-носитель для транспортировки «Бурана» - чудесная «Мрия» («Мечта», ещё один «привет» от советской Украины) выглядел как что-то немыслимое, с его размерами и аж шестью двигателями... Увы, все они появились слишком поздно, на излёте советской эпохи. Они стали мечтой, которая не сбылась. И даже лётчики-космонавты из отряда «Бурана» большей частью погибли... Что же пошло не так?
Зря верили в американскую лапшу?
Наверное одним из первых «звоночков» было то, что первый и последний советский «шатл» создавался в СССР под влиянием... страха. С конца 1960-х наши конструкторы и власти с опаской глядели за успехами американской программы многоразовых «челноков».
Янки – мастера в деле саморекламы, и в 1970-е трубили вовсю о том, что будут летать в космос и обратно на «челноках» по 60 раз в год! Вот наши и поверили этой лапше.
«Буран» на «спине» легендарного Ан-225 «Мрия»
Суть конструкции шатлов подразумевает огромное грузовое пространство в фюзеляжах этих кораблей. Наши специалисты и руководство страны всерьёз поверили, что американцы будут воровать советские военные спутники с орбиты.
Не то, что бы это было совсем «уткой». Но программу Space Shuttle в Америке погубили не козни «красных», а её безумная дороговизна. Всего в космосе бывали шесть шатлов, из них два были потеряны в результате аварий на старте. Это «Челенджер» в 1986 году и «Колумбия» в 2003 году.
Мучения с самого старта
Но пока всё это было впереди, а СССР с конца семидесятых включился в гонку «многоразовых» космических кораблей. Начались мучения. Генконструктор НПО «Энергия» Валентин Глушко создавал прежде всего ракету-носитель сверхтяжелого класса.
У него не было особо в планах строить «площадку» для вывода в космос «космического самолёта». В свою очередь НПО «Молния» во главе с генконструктором Глебом Лозино-Лозинским имела свое видение, как это всё должно быть. Потому трений в ходе создания супер-корабля и ракеты к нему было немало. На всё это наложилась перестройка, проблемы советского бюджета...
«Энергия» и «Буран» на старте
Но даже несмотря на это, аппараты вышли прорывными. «Энергия» задолго до машин Маска задумывалась, как многоразовая ракета. «Буран», несмотря на все сбои и риски, сумел в автоматическом режиме в условиях шквалистого ветра, сесть на посадочную полосу в ноябре 1998 года. Но это оказался единственный его полёт.
Дороговизна программы «Бурана»-«Энергии» поставила на них крест. В ценах гиперинфляционного 1992 года она составила более 16 млрд рублей. Можете сравнить: на БАМ в советские годы потратили несколько менее 18 млрд рублей. Но БАМ жив и поныне, а от «Бурана» осталась только копия в натуральный размер – на ВДНХ.
Команда асов
И даже судьбы пилотов-космонавтов для «бурановского отряда» сложились трагично. Испытателей начали набирать ещё в 1978 году. Командиром отряда стал Игорь Волк. Ему к тому времени довелось уже испытывать советский крылатый космоплан «Спираль» - предшественник «Бурана».
Отряд был приписан к Лётно-исследовательскому институту (ЛИИ) в подмосковном Жуковском. В него вошли Анатолий Левченко, из ЛИИ пришёл Олег Кононенко. Волк вспоминал после в разговоре с «Комсомольской правдой»:
«По поводу Кононенко мне устроили разнос: зачем ты взял в группу вертолётчика? Однако для меня главным было то, что у Олега был царь в голове».
Позже в команду «Бурана» вошли ещё два лётчика-аса – Римантас Станкявичус и Александр Щукин. Станкявичус вообще имел невероятную биографию: на самолётах арабов успел повоевать против Израиля в одном из конфликтов.
Первая пятёрка испытателей «Бурана» получила прозвание «Волчья стая». Это прозвище, вероятно, оказалось роковым.
Список погибших
Олег Кононенко в 1980 году испытывал самолёт с повышенной нагрузкой – взлетал с авианосца. В момент взлёта не развернулось сопло двигателя для набора высоты. Машина рухнула в море вместе с пилотом.
Анатолий Левченко в конце 1980-х сгорел от опухоли мозга. Она развилась после полёта на станцию «Мир».
Галерея погибших: Олег Кононенко, Анатолий Левченко, Александр Щукин, Римантас Станкявичус
Буквально через две недели после Левченко погиб и Щукин. Тренировочно-пилотажный Су-26 не вышел из плоского штопора.
А в 1990 году не стало Станкявичуса. Он выполнял показательные полёты на новом Су-27 в Италии – планировались продажи в эту страну. Решил показать петлю Нестерова на низкой высоте. Которой ему и не хватило в итоге...
Странное совпадение с эпохой
Так из «стаи» остался только Игорь Волк... Ему довелось совершить ряд специальных полётов «Бурана» в атмосфере в ходе испытаний, однако пилотируемого полёта первого и последнего советского «челнока» не было.
В ноябре 1988-го «Буран» летал в космос в полностью автоматическом режиме. Игорь Волк умер в 2017 году в возрасте 79 лет.
На этом история «Бурана» закончилась. В 1992 году программа эта была свёрнута.
Весь БАМ оказался ненамного дороже, чем один «Буран»
Сколько технологий было распродано в 1990-х – сложно оценить. Вероятно всё это мы будем узнавать дальше «по ходу пьесы».
Но уход «Бурана» символически совпал и с уходом всего СССР. И трагическая судьба большей части его возможных пилотов странным образом совпала с эпохой.