«Дыхание прошлого»: как в Новосибирске снимают на Kodak начала ХХ века

Сергея Хмелевского и Марию Лебедь сблизила любовь к фотографии. Новосибирцы познакомились на «пленочной фотопрогулке» — создавали снимки пейзажей, портретов, историй на «большой» формат. Большой формат — это кадр бОльшего размера, чем «средний формат» (6 × 6 см или 6 × 9 см) и формат 35 мм (24 × 36 мм). Такие снимки создают на старинные фотоаппараты, весящие более 10 кило, а в сложенном виде напоминающие внушительный ящик. Такие активно использовались в начале ХХ века.

«Дыхание прошлого»: как в Новосибирске снимают на Kodak начала ХХ века
© VN.ru Все новости Новосибирской области

«У нас в Новосибирске сейчас только пятеро человек постоянно снимают на большой формат. Много тех, кто снимает на узкую пленку 35 мм, на средний формат. Умение работать с габаритной камерой — редкость. Причин тому несколько. Во-первых, нужны специальные пластины для съемки, которые не выпускаются серийно, идут ручной работой. И в одной пластине только два кадра. Во-вторых, крайне тяжела сама камера и её настройка. Обычно, на нее снимают в студии, где можно заранее подготовить все условия, а мы с ней ходим по улицам», — рассказывает фотограф Мария Лебедь.

5305350729273307017.jpg
5307663122485603751.jpg
5305350729273307007.jpg

Новосибирские фотографы заранее придумывают сюжет съемки — пустую тратить бесценные кадры весьма затратно.

На выстраивание одного кадра уходит порядка 20 минут. Необходимо правильно поставить модель, свет, который замеряют от лица специальным прибором, а затем выставить все настройки на старинной камере американской компании Kodak.

«То есть чем больше света, тем меньше вам нужно не двигаться. Чем меньше света, тем дольше необходимо быть неподвижным», — отмечает Сергей Хмелевский.

Только после проведения всех необходимых манипуляций фотограф аккуратно нажимает на кнопку затвора, дабы случайно не шатнуть сфокусированную камеру. Именно в этот момент и вылетает та самая «птичка»!

5305350729273307013.jpg
5305350729273307021.jpg

Во всех мельчайших подробностях, как утверждают новосибирские фотографы-энтузиасты, и заключается уникальность полученного снимка. Тут важен сам процесс создания фотографического искусства. Каждый кадр становится личной историей. На его воплощение затрачивается колоссальное количество времени и труда — изготовление пластины, формирование идеи и сюжета, фотографирование, проявка и обрамление.

«Каждый кадр, который сделан на большой формат, остаётся не только напечатанным, он остаётся в памяти. Я, например, ещё снимаю на цифровую камеру, но половину своих цифровых кадров даже не вспомню», — добавляет Мария Лебедь.

По словам Марии и Сергея, цифровая фотография это, конечно, удобно, но она полностью обесценила процесс создания снимка своей доступностью и простотой.

«Сейчас фотографом может назвать себя каждый, а раньше это была профессия. Даже наука! Людей брали в ученики, обучали всем процессам фотографирования и редактирования. Ретушером, как правило, был отдельный человек, который работал над фотографиями. Бывало, что даже фотограф просто делает снимок, а все остальные процессы он делегировал. Сейчас многие люди не понимают ценности снимка», — уточняют фотографы.

Бывают случаи, когда один и тот же снимок проявляешь до 7-10 раз, пока не получишь нужный контраст. Поэтому кадрам, созданным на широкий формат, всегда хочется найти свое место. Ими, как правило, дополняют домашний интерьер, вешая на стену. Или же находят укромное место в семейном фотоальбоме для самых теплых воспоминаний.

Стоит отметить, что фотографирование на дореволюционные камеры — занятие недешевое. Сама камера в рабочем состоянии обойдется от 200 и выше тысяч рублей. Еще около 50 тысяч стоит объектив, плюс хороший штатив и световые приборы. В итоге, себестоимость только одной фотографии более 2 тысяч рублей. И не забудьте еще прибавить искусство самого фотографа.

промо изображение