Не вторжение, а обретение. Как Театр Моссовета вернул на сцену «Нашествие»
На сцене «Под крышей» представили «Нашествие» — новую версию спектакля, который был поставлен в Театре Моссовета во время Великой Отечественной войны. О том, как история обрела новые акценты, рассказали режиссер Владимир Кузнецов и актер Алексей Трофимов.
Семейные отношения и открытые вопросы
1941 год, небольшой советский город, в который вот-вот войдет враг. Местная знаменитость, врач Иван Тихонович Таланов, отказывается ехать в эвакуацию — остается в своем доме с женой Анной Николаевной, дочерью Ольгой, пожилой нянькой Демидьевной и ее внучкой Аниской. В это же время из тюрьмы возвращается его старший сын Федор, арестованный еще в 1937-м.
За какой проступок герой отбывал наказание, создатели постановки зрителям так и не расскажут, но в самой пьесе Леонид Леонов намекает на покушение на убийство. Не знает ничего и семья Федора и в течение всего действа пытается выведать что-то об этом. Федор на вопросы не отвечает — но в финале искупит все сполна.
«Существует две редакции пьесы, и ни в одной из них нет прямого ответа на вопрос, за что наказали моего персонажа, — рассказал исполнитель роли Федора Алексей Трофимов. — И мы на репетициях пытались внутренне для себя это определить, чтобы было проще от чего-то отталкиваться. В результате пришли к выводу, что и не нужно находить точного ответа. Пусть вопрос останется открытым для зрителя, раз так решил сам драматург».
С приездом Федора, так и не сумевшего восстановить отношения с семьей, сюжет закручивается: здесь и возвращение купца Фаюнина, который когда-то владел домом Талановых и теперь отчаянно хочет заполучить его назад, и опасная подпольная деятельность Ольги и ее жениха, и ужасающее безумие пострадавшей от немцев Аниски, уже не способной правильно воспринимать реальность. Атмосфера накаляется все сильнее с каждым новым эпизодом, значение имеет каждая деталь — в том числе слезы, застывшие в глазах Анны Николаевны при виде Федора. Нашествие немцев отходит для нее на второй план, она задает только один вопрос — почему сын за время своего заключения не написал ей ни строчки? Так история о войне смешивается с семейной драмой.
«Лично для себя я определил, что Федору очень важно мнение отца о нем. Мысль о том, что он предал отца, приводит его в уныние. Федор сам себя похоронил для семьи и поэтому не писал. Думаю, если бы не война, он и не вернулся бы в родной город», — поделился Алексей Трофимов.
Век Театра имени Моссовета. Главные постановки за 100 лет в фотографиях
В спектакле минимум декораций. Художник Дмитрий Дробышев тонкими штрихами превращает пространство сцены то в богатый дом, некогда принадлежавший известному купцу, то в тюремную камеру, где участники подпольного сопротивления ждут самого страшного, то в школу, где о детях напоминает разве что груда обуви.
И снова — внимание к деталям: участница подпольной организации Ольга, еще недавно работавшая учительницей, любовно, бережно заворачивает детские ботинки в кусок материи, будто бы пеленая младенца. О том, что произошло за сценой, зрителям остается только догадываться.
Впрочем, кое-что из происходящего комментирует персонаж, названный «Женщина в мужском пальто». Она читает ремарки, во многом настраивая зрителей на нужный лад и намекая на то, что случится дальше. Эту роль сыграла Дарья Таран.
Женщина в мужском пальто неотступно следует за остальными героями: она будто читает их самые потаенные мысли, наблюдает за ними хищной птицей, рассыпает им в лицо снег, глядя с тоской, и говорит вслух то, что не каждый осмелился бы сказать. Режиссер оставляет зрителям простор для фантазии, чтобы каждый решил, что именно воплощается через таинственную Женщину: война ли, скорбящая, истерзанная Родина, а может, и сама смерть.
Лучшая работа
В прошлом спектакль «Нашествие» уже шел в Театре Моссовета. Написанную в 1942-м пьесу спустя год после ее создания поставил Юрий Завадский — труппа в то время находилась в эвакуации в Алма-Ате. Постановка осталась в репертуаре и по возвращении в Москву, вызвав огромный фурор. Впрочем, особенной она была не только для режиссера, но и для автора Леонида Леонова — он получил за пьесу Сталинскую премию первой степени.
К произведению в Театре Моссовета решили вернуться в 2024 году. Театр объявил о работе режиссерской лаборатории, главным призом которой стала постановка своего спектакля. Вначале участники — профессиональные режиссеры и студенты старших курсов профильных факультетов — должны были прислать заявку и представить творческую концепцию постановки «Нашествия». На следующем этапе финалистов попросили подготовить и показать эскиз (с участием актеров) по одному из актов. Из шести отобранных эскизов выбрали работу Владимира Кузнецова — режиссера из Владимирского областного академического театра драмы.
«Знакомство с Леонидом Леоновым стало для меня событием, — рассказал он. — На репетициях мы договорились с артистами, что у нас спектакль будет больше не о вторжении немцев, а о семье, ее ценности и поддержке, поиске родины».
Владимир Кузнецов иначе посмотрел и на название пьесы. Это тоже придало другой оттенок пониманию самой истории.
«В русском языке есть и другое значение этого слова — “нашествие” не как вторжение, а как обретение, от слова “найти”. Так и у нас — во главу угла встает обретение света, сына, семьи через все испытания. Когда мы в конце репетиций пришли к такому пониманию, у нас расправились крылья», — добавил режиссер.
В следующий раз спектакль можно посмотреть 8 и 29 июля. Купить билеты можно на mos.ru.
Оперативно узнавайте главные новости в официальном телеграм-канале города Москвы.