На портале РАН запущен спецпроект о развитии науки в годы Второй мировой войны

О том, как развивалась академическая наука в годы Великой Отечественной войны, как приближали Победу научные разработки и какой фундамент для послевоенного периода заложили исследователи, рассказывает специальный мультимедийный проект на интернет-портале РАН.

На портале РАН запущен спецпроект о развитии науки в годы Второй мировой войны
© Российская Газета

В первые же месяцы после фашистского вторжения на территорию СССР Академия наук не только осуществила массовую эвакуацию сотрудников и научных учреждений, но и быстро перестроила направление научных исследований так, чтобы максимально обеспечивать нужды фронта и потребности тружеников тыла.

Многие ученые ушли на фронт и сражались на передовой, как, например, будущие лауреаты Нобелевской премии Александр Прохоров и Николай Басов. Оставшиеся в тылу в сложнейших условиях эвакуации решали задачи, которые ставили перед ними армия, промышленность и сельское хозяйство, проявляя не меньшую самоотверженность.

Материаловеды создавали новые сплавы для двигателей и бронезащиты, сердечники для противотанковых снарядов и бронестекла. Химики работали над новыми видами топлива, новым составом взрывчатых веществ и способами производства лекарств. Физики создавали теорию взрыва и способы размагничивания кораблей, а с середины войны занялись будущим атомным щитом страны. Медики разрабатывали новые препараты, приемы работы с ранеными и методы возвращения их в строй. Историки архитектуры первыми приезжали в освобожденные города и составляли проекты реставрации разрушенных памятников культуры. Селекционеры выводили новые сорта растений, которые обеспечивали армию продовольствием, а геологи активно вели поиск полезных ископаемых, нужных промышленности.

Уже 23 июня 1941 года президиум Академии наук собрался на внеочередное, расширенное заседание, в котором приняли участие не менее 60 ученых-руководителей и ведущих специалистов, исследователей из академических учреждений Москвы и Подмосковья.

На заседании были приняты решения, которые положили начало перестройке работы научных учреждений Академии наук на нужды обороны. Общее настроение выразил академик А.Н. Фрумкин: "Не может быть и речи о науке для науки, о науке, которая остается нейтральной. Чтобы люди могли дышать и мыслить, сейчас нужно решить только одну задачу - уничтожить фашизм".

Одним из документов, который приняли в ходе заседания, стало обращение Академии к ученым всех стран, в котором подчеркивался интернациональный характер науки и тот факт, что советские ученые - продолжатели традиций всех великих деятелей науки мира. В обращении содержался призыв сплотить все научные силы мира для борьбы с фашизмом.

Вице-президент АН СССР академик Отто Юльевич Шмидт, который вел то заседание, наряду с другими предложениями высказался за "сокращение дистанции принятия решений".

Известные проекты наших генеральных конструкторов - Туполева, Микояна, Лавочкина, Ильюшина — доводились, можно сказать, в пожарном режиме

"Всё придется делать быстро, - сохранила стенограмма слова вице-президента Академии наук О.Ю. Шмидта. - Придется от практики больших заседаний перейти к практике летучих, быстрых заседаний из 2-3 человек. Вероятно, собрание одобрит, чтобы президент и вице-президенты большое число вопросов решали втроем или распределив между собой работу, с последующим докладом президиуму, не собирая людей высокоценных и занятых своей непосредственной работой".

В августе - сентябре 1941 года руководство Академии при участии Государственного комитета обороны разработало комплексный план работы АН СССР в условиях войны, который включал в себя 245 приоритетных тем, связанных с разработкой для армии, авиации, флота новых вооружений. Наркомат обороны выдавал конкретные задания, которые Академия оперативно выполняла.

Сотрудники Уральского филиала АН СССР, физики Я. Ш. Шур и С. В. Вонсовский (академик с 1966 г.) создали метод и аппаратуру магнитного контроля артиллерийских снарядов при их производстве.

Один из будущих создателей Сибирского отделения АН СССР С. А. Христианович со своими коллегами в ЦАГИ решил задачу улучшения кучности залпов знаменитых БМ-13 "Катюша". В результате предложенной доработки снаряды начали вращаться, и кучность залпа увеличилась с 4-5 снарядов на гектар до 30. За эти труды Христианович был удостоен Сталинской премии и в 1943 году избран членом Академии.

Выдающийся математик и механик М. А. Лаврентьев уже во время эвакуации задумался о действии на преграду металлического стержня, что в итоге вылилось в теорию кумулятивного действия взрыва и появлению кумулятивных снарядов и зарядов, массово применявшихся советской армией.

Будущий президент АН СССР А. Н. Несмеянов в Институте общей химии создал метод получения бензостойкого каучука (тиокольного каучука). Он нашел применение в бензобаках, которые могли сами "заращивать" отверстия от пуль и осколков.

Группа металловеда академика Н. Т. Гудцова совместно с сотрудниками Института общей и неорганической химии разработала технологию производства прочных сердечников подкалиберных снарядов, что облегчило борьбу с бронированной техникой противника.

Превосходство советской танковой техники было бы невозможно без применения электрической сварки металлов и закалки изделий токами высокой частоты. Эти технологии разработал член-корреспондент АН СССР В. П. Вологдин.

Разработка новых методов и технических средств электросварки под руководством академиков Е. О. Патона и В. П. Никитина привела к технологической революции в производстве танковых корпусов, машин и конструкций. В новые типы танков устанавливали и более совершенные двигатели с корпусами, в которых применялся созданный членом-корреспондентом А. А. Бочваром новый сплав - цинковистый силумин. Двигатели с корпусами из силумина были важным новшеством советской танковой техники.

Практически на всех заводах металлургической, авиационной и танковой промышленности широко применялись методы спектрального анализа черных и цветных металлов, разработанные членом-корреспондентом Академии наук СССР Г. С. Ландсбергом, а также аппаратура гамма-дефектоскопии, созданная учеными Радиевого института.

Буквально за четыре дня в январе 1943 года был разработан проект новой ветки железной дороги - "Дороги Победы". Она прошла по Ладожскому озеру параллельно "Дороге жизни", соединявшей блокадный Ленинград с большой землей. Возле Петрокрепости дорога должна была проходить через Неву. Рельсы укладывали прямо на лед. Строили эту дорогу в основном женщины, и почти все работы велись вручную под непрерывными бомбежками. Ценой титанических усилий дорога была построена за 17 дней. Почти 75 процентов всех грузов в осажденный Ленинград начали доставляться именно по ней.

Секретарь президиума Академии наук СССР П. А. Стеклов настроения того времени описал так: "Я еще ни разу в жизни не видел такого единения науки и труда, и мощной волны трудового энтузиазма, и творческого порыва, как теперь".

При всем этом Академия не забывала о том, что наступит мирное время и предстоит восстанавливать разрушенное. Сотрудники академических учреждений приезжали в освобождённые города, чтобы оценить ситуацию на месте и дать предложения по восстановлению. Уже в 1942 году вышел сборник "Памятники зодчества, разрушенные немецкими захватчиками". А в 1943 году по ходатайству президиума Академии наук СССР был отозван с фронта археолог М. К. Каргер из ГАИМК (ныне - Институт истории материальной культуры РАН) и направлен в освобожденный от врага Великий Новгород, где занимался первичной консервацией разрушенных памятников искусства.

Академик Стеклов: Ни разу в жизни не видел такого единения науки и труда, и мощной волны трудового энтузиазма, и творческого порыва, как теперь

Четыре долгих года войны советские ученые трудились для того, чтобы наше оружие становилось лучше, промышленность наращивала мощность, а природных ресурсов хватало для нужд воюющей страны.

Война потребовала максимального напряжения сил и дополнительных финансовых вложений. 2 июля 1942 года в Академии наук СССР напечатали тиражом в 400 экземпляров и разослали по научным организациям обращение с призывом собрать средства на постройку танковой колонны "За передовую науку". Это обращение подписали 34 ведущих учёных, среди которых академики А. И. Абрикосов, Н. Г. Бруевич, Е. С. Варга, И. П. Бардин, А. Ф. Иоффе, А. Н. Колмогоров, В. Л. Комаров, Т. Д. Лысенко, В. Н. Образцов, Л. А. Орбели, Е. М. Ярославский, А. Е. Ферсман, А. Н. Фрумкин, Е. А. Чудаков, Л. С. Штерн, и члены-корреспонденты Академии наук А. А. Бочвар, И. С. Брук, С. И. Вольфкович, А. В. Ефимов, В. В. Звонков, П. Н. Лебедев-Полянский, И. И. Минц, А. И. Опарин, А. Я. Орлов, С. А. Христианович, П. Ф. Юдин.

Предлагали и конкретный механизм сбора средств: организовать платные лекции ученых, весь сбор с которых и лекторский гонорар отдать в фонд строительства танков. Авторы обращения выразили готовность стать такими лекторами. А кроме того - обязались отчислять на постройку танковой колонны четверть всех гонораров за публикуемые научные работы и статьи.

К марту 43-го удалось собрать 800 тысяч рублей, к концу года - около 2,5 миллиона. В результате уже 28 октября 1943 года экипажи 8-го мехкорпуса приняли первые три танка "академической" колонны, а также три именных танка: "Грозный", построенный на деньги писателя и академика А. Н. Толстого, "За Радянську Украину!" - на средства драматурга, академика А. Е. Корнейчука и танк "Михаил Кошкин", построенный на средства семьи конструктора Т-34 М.И. Кошкина.

Комментарий

Сергей Чернышев, академик, вице-президент РАН:

- Условия фронта требовали быстрого решения задач. Если проблема возникала, это тут же приходило к специалистам-ученым, которые должны были проанализировать причины и найти решение. Работали тогда день и ночь - и генеральные конструкторы, и рядовые ученые, техники по испытаниям, инженеры.

Всё для фронта, всё для победы - это была реальная действительность, рутина жизни того времени. Все известные проекты наших генеральных конструкторов - Туполева, Микояна, Лавочкина, Ильюшина - доводились, можно сказать, в пожарном режиме. И благодаря такой интенсивной работе к 1943 году наши истребители стали лучшими. Имели большую маневренность, большую скорость по сравнению с фашистскими, и тем самым обеспечили победу в небе.

Ученые-авиаторы внесли свой вклад в такие, казалось бы, чисто земные дела, как танкостроение, включая Т-34. В танке был установлен мощный двигатель, который при интенсивном длительном движении перегревался. Необходимо было улучшить эффективность системы охлаждения. А что в этой системе? Радиатор, вентилятор - тот же пропеллер.

Если пропеллер, то это как бы аэродинамика. Специалисты ЦАГИ проанализировали проблему и нашли выход - перепроектировали, сделали более эффективный вентилятор, который позволил улучшить характеристики охлаждения. Это дало вторую жизнь нашим танкам с мощными моторами.

А знаменитые "Катюши", которые приводили в ужас фашистские войска! Поначалу их снаряды имели очень слабую кучность. Летели, условно говоря, кто куда. Надо было повысить кучность. За этими работами стоял известный ученый в области механики Сергей Алексеевич Христианович. Аэродинамика была изучена в предельно короткие сроки - трудились день и ночь. И нашли способ сделать залпы реактивных снарядов более прицельными и кучными при их массовом, последовательном запуске.

Еще один пример - "Дорога жизни", лед на Ладоге. А лед для прочнистов - тоже объект исследований. Проехала одна машина, десять, сто - сколько лед определенной толщины при определенных погодных условиях может выдержать? В лаборатории ЦАГИ, где был уже тогда свой гидробассейн, создали искусственный ледовый покров и провели требуемый комплекс ресурсных испытаний...

Умение работать в экстремальных условиях, быстро получать нужные решения очень пригождается и в наши дни. На Россию обрушили бесконечное количество санкций, которые ударили в том числе по нашей авиационной промышленности. Но умение перестроить свою работу, как принято в таких случаях говорить, позволило нам достаточно оперативно запустить программу импортозамещения. Может, не так быстро, как это было в военные сороковые годы, но ведь запустили, работа пошла! И сейчас завершают программу летных испытаний два наших гражданских авиалайнера - "Суперджет-100" и МС-21. Они сделаны полностью из элементов, из агрегатов российского производства, включая двигатели.

Комментарий

Андрей Мельников, заведующий отделом археографии Института славяноведения РАН, старший научный сотрудник Архива РАН:

- Перестройка Академии наук СССР на военные рельсы произошла очень быстро и чрезвычайно эффективно. Какие-то направления, в том числе оборонного характера, что велись до войны, особенно в технических институтах, приходилось оперативно пересматривать.

И пересматривать, сообразуясь с теми условиями, в которых летом 41-го оказалась страна. Если говорить в широком смысле, некоторые фундаментальные вещи отошли на второй план, а наука академическая нацелилась на самые неотложные задачи, стала более прикладной. В первую очередь переключились, конечно, математики, физики, химики, а за ними и специалисты в других областях.

Решения принимались очень быстро и в предельно конкретной форме. Уже 23 июня 1941 года состоялось расширенное заседание президиума Академии наук СССР, где все главные задачи были четко обозначены.

И уже к этому заседанию многие институты выступили со своими инициативами - что можно сделать, что нужно сделать, как это быстро обеспечить. При Государственном Комитете Обороны были созданы специальные подразделения, касающиеся Академии наук - комитеты и комиссии.

Одним из первых встал вопрос о ресурсном обеспечении оборонной промышленности. И напрямую с этим связанные проблемы эвакуации. Академия наук, с учетом перемещения ведущих институтов вглубь страны, была вынуждена переформатировать планы их работы. Все подчинялось нуждам обороны. В первую очередь это касалось того, что было связано с материальными и природными ресурсами. Тут же - сельское хозяйство и медицина. Приоритетные задачи в этих областях были поставлены специально созданными в АН СССР комиссиями по обороне.

Что характерно: уже в декабре 1941 года была образована Комиссия по истории войны, которая ставила две, по крайней мере, задачи. Одна была сугубо идеологическая - фиксация преступлений фашистского режима. А другая - сохранение культурных памятников, пострадавших во время боевых действий и немецкой оккупации, привлечение сил и средств для их восстановления и реставрации. Наиболее известная история, относящаяся к начальному периоду войны, это ситуация в Ясной Поляне, которая относительно недолго находилось под контролем немецких войск. И все, что они натворили в музее-усадьбе Льва Толстого, было документально зафиксировано.

Комментарий

Андрей Мельников, заведующий отделом археографии Института славяноведения РАН, старший научный сотрудник Архива РАН:

- Шефская помощь Академии наук фронту была организована и проявляясь в разных формах. Это и прямое шефство над отдельными воинскими частями, и чтение лекций, организация антифашистских митингов, проведение общественно важных мероприятий, а также сбор средств на строительство танков, самолетов. В результате была создана танковая колонна "За передовую науку", построены именные самолеты...

Члены Академии наук СССР и научные сотрудники организовывали сбор этих средств, жертвовали на такие цели свои гонорары, не брали плату за лекции. А нередко и премии, в том числе Сталинские, которые присуждались в годы войны за достижения в науках, передавали в фонд обороны. Это делали и физики - "технари", это делали и гуманитарии.

Другим важным направлением было то, что связано с деятельностью специальной шефской комиссии Академии наук СССР. Она взаимодействовала с фронтовиками, помогала раненым, включая работу в госпиталях, социальное обеспечение, то есть пенсии, какие-то пособия, устройство на работу инвалидов войны. Важна была и моральная поддержка, в первую очередь в ней нуждались раненые...

В Архиве Российской академии наук есть документальный фонд шефской комиссии, где очень много важных свидетельств о том, что даже во время жестокой войны человек может и должен оставаться милосердным, добрым, помогающим другим.

Надо сказать, что Академия наук всегда уделяла этому важное внимание. И во времена, связанные с военными событиями, и не только. Всегда старались оказывать поддержку вдовам, родственникам ученых. Это было и в 1920-1930-е годы, а во время Великой Отечественной войны обрело особое значение.

И каждый из академиков, который входил в такие комиссии и комитеты, это понимал и принимал деятельное участие - в безвозмездном чтении лекций, проведении разного рода мероприятий и сборе средств. Это была очень важная сторона деятельности Академии наук в годы войны.

Документ эпохи

На заседании президиума Академии наук СССР 23 июня 1941 года была принята резолюция из пяти пунктов:

Обязать все отделения и научные учреждения академии немедленно пересмотреть и перестроить тематику и методы исследовательских работ, направив свою творческую инициативу и энергию научных работников в первую очередь на выполнение задач по укреплению военной мощи нашей социалистической Родины.Обеспечить всеми необходимыми силами и средствами научно-исследовательские работы по оборонной тематике.Обеспечить научными силами и снабдить всем необходимым оборудованием и материалами прежде всего заканчиваемые научно-исследовательские работы, могущие получить применение в обороне и народном хозяйстве.Уполномочить Бюро президиума... осуществлять оперативное руководство работой учреждений Академии.Обязать всех работников Академии наук СССР соблюдать строжайшую дисциплину, соответствующую военному времени.

В открытом доступе

Все материалы цифрового проекта РАН "Академическая наука в годы Великой Отечественной войны" доступны на страницах интернет-портала.

Как рассказали "РГ" его создатели, спецпроект будет развиваться и дополняться новыми разделами, фотографиями, документальными источниками. А в его нынешнем виде, с опорой на фотографии и документальные материалы, предоставленные Архивом РАН и Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н. Е. Жуковского, он рассказывает о сложнейших условиях жизни и работы научных сотрудников Академии в эвакуации, о прорывных изобретениях в области физики, химии, математики, материаловедения и других научных дисциплин, которые обеспечили преимущество советской военной техники в воздухе, на воде и на земле.

Отдельный раздел спецпроекта посвящен ветеранам Великой Отечественной войны - сотрудникам президиума Академии наук. Он в цифровом формате воспроизводит стенд, что был размещен еще в советское время в Александринском дворце в Москве. Портретные фотографии ветеранов, переведенные в электронный вид вместе со справочными материалами, теперь представлены в открытом доступе.

промо изображение