Судьба Атомного проекта решалась одновременно с судьбой Сталинграда

Минувший век вошел в историю цивилизации как век освоения ядерной энергии. При этом МИР и ВОЙНА не переставали соперничать между собой за право первыми использовать результаты научно-технического прогресса.

Судьба Атомного проекта решалась одновременно с судьбой Сталинграда
© Российская Газета

Потеряв во время Великой Отечественной войны 27 млн человек, наша страна в конце 40-х - начале 50-х совершила прорыв в область новых знаний и технологий. Атомный проект СССР - ярчайший тому пример.

Определяющими моментами в его развитии, и это сразу хочу отметить, стали несколько принципиальных, стратегических решений, принятых руководством СССР в 1942-43 годах, а затем уже в августе победного 45-го. Прежде всего это распоряжение Государственного комитета обороны "Об организации работ по урану", выпущенное 28 сентября 1942 года - в самый драматический момент Сталинградской битвы, когда фашистские полчища рвались к Волге, на Северный Кавказ, а до этого оккупировали Белоруссию, Украину, душили в клещах блокады Ленинград...

Спустя два месяца - еще одно важнейшее решение: 27 ноября 1942 года ГКО принял постановление "О добыче урана". А 12 апреля 1943 года в структуре Академии наук СССР создана Лаборатория N 2 во главе с профессором Курчатовым.

В последнее время было много написано о роли советской разведки, которой удалось раздобыть ценные сведения по Атомному проекту. Действительно, в период с 1941 по 1945 год роль разведывательной информации в развитии советского атомного проекта была первостепенной. А вот в дальнейшем, в 1946-1949 годах, главное значение имели собственные усилия и собственные достижения. Рубежным был год 1945-й: завершилась война, у СССР появилась возможность сосредоточить усилия государства над практическим решением атомной проблемы.

Но всего этого не могло бы произойти, не будь у Атомного проекта СССР базовых, еще довоенных научных основ. В период с 1922 по 1934 год, всего за двенадцать лет, в нашей стране было сообразовано как минимум шесть институтов по проблемам современной физики. И здесь особая роль принадлежит академику А.Ф. Иоффе и созданной им школе Ленинградского Физтеха. К этой школе принадлежат И.В. Курчатов, Ю.Б. Харитон, Н.Н. Семенов, И.К. Кикоин, А.П. Александров, А.И. Алиханов, Л.А. Арцимович, А.И. Лейпунский.

В августе 1940 года на основе записки академика Иоффе при президиуме Академии наук СССР была образована Комиссия по проблемам урана. А 29 августа - обратим внимание на дату! - того же года И.В. Курчатов, Ю.Б. Харитон, Л.И. Русинов, Г.Н. Флеров представили доклад "Об использовании урана в цепной реакции".

Во второй половине 40-х такой же деловой, конкретный стиль в организации научно-технических работ старались сохранить и упрочить на разных уровнях. Ведь одновременно с созданием бомбы создавалась новая экспериментальная ядерная физика, вычислительная математика, приборостроение и точное машиностроение.

Для сегодняшнего времени стиль работы был удивительным: большинство составляли молодые люди 25-35 лет. Сплав молодых специалистов с учеными мирового класса, ясное понимание целей проекта, умение администрации сконцентрировать ресурсы на нужных направлениях и привели к таким выдающимся результатам за столь короткое время.

Первые образцы термоядерного оружия были созданы в СССР и США практически одновременно

Подчеркну: первые образцы термоядерного оружия были созданы в СССР и США практически одновременно, но имели принципиально отличные конфигурации термоядерных узлов.

Физики - участники Атомного проекта - первыми поняли, что создали Оружие Сдерживания и донесли эту точку зрения до руководителей страны. В 1954-1956 годах политики трансформировали это положение в тезис о мирном сосуществовании. Как результат, численность армии была уменьшена с 5763 тысяч человек в 1955 году до 3623 тысяч в 58-м.

Косвенным признанием высочайшего уровня советских ученых, вовлеченных в Атомный проект, может служить тот факт, что девять его участников стали в итоге лауреатами Нобелевской премии: 1956 - Н.Н. Семенов, 1958 - И.Е. Тамм, И.М.Франк, 1962 - Л.Д. Ландау, 1975 - Л.В. Канторович (премия по экономике памяти Альфреда Нобеля), 1978 - П.Л. Капица, 1979 - А.Д. Сахаров (премия мира), 2003 - В.Л. Гинзбург, А.А.Абрикосов.

А руководитель атомного проекта Великобритании Генри Тизард публично сделал такое признание: "Взрыв 1949 года поднял в воздух иллюзии о технологической отсталости России. Мы всё знали в 1945-м, а сделали только в 1952-м".