Воронежцы посмотрят на историю Великой Отечественной под новым углом
Пройти сквозь пять лет войны, от первого шока до триумфального парада, вместе с ее современниками предлагает совместный проект крупнейших музеев Воронежа.
Выставка "Наша Победа" построена как лабиринт. В его закоулках посетители встречают ожидаемые артефакты - повестки и похоронки, снарядные гильзы и орденские знаки, черно-белые фотографии с руинами и казненными партизанами. Но взглянуть на вещи предлагают через призму личных свидетельств - писем с передовой, воспоминаний земляков, любительских кадров и малоизвестных жанровых картин, созданных бывшими фронтовиками.
Из шести букв
Пространство памяти, в которое ныряет гость, разбито на шесть частей. Им дали обобщенные названия - так, чтобы первые буквы складывались в слово "Победа": Патриотизм, Отвага, Боль, Единение, Духовность и Армия. Ход довольно условный, впрочем, и сама экспозиция обращена не к логике, а к эмоциям.
Из областных музеев (краеведческого, литературного и художественного), частных коллекций, а также двух областных госархивов и собрания ВГТУ взято 350 предметов и документов. Так, в зале "Патриотизм" вывешены фотографии учений и митингов, проходивших в городе в начале войны, агитационные листовки и плакаты в стилистике народного лубка. Здесь можно прослушать воспоминания воронежской писательницы Ольги Кожуховой, которая в войну была медсестрой, прочесть отрывок из романа Михаила Демиденко "Приключения Альберта Козлова" о знаменитой бомбардировке Сада пионеров и фрагмент повести фронтовика Юрия Гончарова "Целую ваши руки".
Яркое пятно - знамя Воронежского добровольческого коммунистического полка, в который в августе 1941-го зачислили больше 3300 тысяч людей мирных профессий. Впоследствии такие соединения стали создавать по всей стране. Судьба первых воронежских добровольцев была незавидной. Большинство погибло из-за плохой подготовки и нехватки снаряжения. Полк доукомплектовали молодежью, сменили название. Бойцы его участвовали в освобождении оккупированных территорий, боях за европейские столицы. В 1945-м домой вернулось около 500 человек.
- Мы постарались найти для иллюстрации работы, которые широкой публике мало знакомы. Это прежде всего графика Юрия Казинера и панорама "Бой за Воронеж. Чижовский плацдарм" Василия Криворучко. Василия Павловича знают по картинам на историческую и религиозную тему. Между тем он прошел Великую Отечественную, был связистом, и этот опыт тоже отразил в творчестве, - отметила старший научный сотрудник художественного музея имени И. Крамского Валерия Меремьянина. - Привлекает внимание полотно "Бои на Дону". Россошанский художник Григорий Гончаров писал его четверть века - с 1960 по 1985 год. Вероятно, просто не мог подступиться к болезненной для него теме, так как попал на фронт совсем юным и, как многие ровесники, был психологически надломлен. На картине четко видно разделение: в светлой части - наши бойцы, которые обречены на гибель в окружении, но продолжают бороться, в темной - фашисты, чьи лица даже не прописаны подробно.
Многих заставляли работать на строительстве так называемой "Дороги на крови" - железнодорожной ветки в сторону Берлина
В блоке "Отвага" все посвящено воинскому подвигу. Письмо юного партизана Кости Стрелюка, папаха уроженки Острогожского района Клавдии Милорадовой, которая воевала в одном отряде с Зоей Космодемьянской, портрет погибшего на Дону Чолпонбая Тулебердиева…
Раздел "Боль" напоминает о страданиях обычных людей. В Воронежской области за время боевых действий погибло 198 тысяч мирных жителей, около 77 тысяч было угнано на принудительные работы в Германию. Фашисты оккупировали 29 районов полностью и пять частично. Расправлялись с теми, кто оказывал сопротивление, расстреливали евреев, коммунистов и душевнобольных. Самые крупные казни совершились в психиатрической больнице в Орловке, где погибло 720 человек, и в Песчаном логу - там нашли 452 тела. На территории региона было создано больше 40 трудовых лагерей для военнопленных и выселенных из прифронтовой полосы женщин и детей. Многих заставляли работать на строительстве так называемой "Дороги на крови" - железнодорожной ветки в сторону Берлина. Вдоль нее в результате нечеловеческих условий содержания погибло, по разным оценкам, от 10 до 30 тысяч человек.
Скупые цифры дополняет броский визуальный ряд: фотографии с опознания жертв, основанная на реальных событиях картина Валентины Суминой "Письмо на развалинах": разрушенный город в тревожно-багровых тонах и записка "Мама, мы каждый день с папой ходим в 10 час. сюда, ждем тебя. Слава". Рядом - автопортрет художника Александра Бучкури, написанный в 1941-м. В лице старика как будто читается скорбь и знание своей судьбы. Пройдет год, и его вместе с полупарализованной женой Вассой расстреляют при зачистке Воронежа.
- Точно о гибели Бучкури ничего не известно. Есть две версии. Одна основана на том, что кто-то видел у комендатуры, в грязи, его диплом об окончании Академии художеств. То есть, возможно, мастер показывал немцам, что он мирный человек. Вторая гипотеза - что их с женой стали выгонять из города, Васса Епифановна в коляске отстала от колонны, он хотел к ней подойти и был застрелен как при попытке побега… Не меньшей тайной окутано и наследие Бучкури. Сундук с картинами был закопан в саду. После освобождения города там ничего не нашли. Скорее всего, рядом упал снаряд и все уничтожил, - рассказала Меремьянина.
На других картинах в этом разделе - те, кто оставался в тылу: исхудалые женщины, подростки и старики. Как правило, это обобщенные образы. Но имя одной героини известно доподлинно - на полотне изображена жительница Семилукского района Прасковья Щеголькова, которую вместе с детьми расстреляли за укрывательство раненого красноармейца. Дополняет впечатление графика Виталия Богаткина и Владимира Демидова - фронтовые художники зарисовали разрушенный Воронеж. Горожане даже в руинах угадают многие здания и, конечно, голый постамент памятника Петру I. Саму статую немцы отправили на переплавку.
В скромной нише - пожелтевшее письмо 1943 года: некая Л. Иоффе сообщает родственнице о гибели своего мужа, уроженца Воронежской области, участника боев под Москвой: "Рива! Вчера получила твою вторую телеграмму и очевидно умалчивать о том невыразимом громадном горе, которое нас постигло, бесполезно. Я знаю по себе, как я ночи не спала и с ума сходила о неведении моего дорогого <нрзб>. И вот 8-V мне военкомат прислал, что наш дорогой <нрзб> больше не существует. Я до сих пор не могу прийти в себя и поверить тому, что случилось такое ужасное горе, я все еще чего-то жду. Но наверно все напрасно, все наверно так и есть, как мне указывают. Если бы он сам мне не написал за четыре дня до смерти, что он так ранен, я бы еще чего-то ждала. О, не хочу верить, что такой молодой, такой хороший человек должен уже лежать в земле. Если бы ты знала, какое хорошее было его последнее письмо. Это было 17-III. Он, казалось, так был доволен своим положением, так был рад тому, что скоро увидит свою маленькую дочечку".
В тяжелые годы
Следующий изгиб лабиринта - рассказ о подвигах в тылу. Канва известна: воронежские колхозы поставляли на фронт продовольствие, предприятия делали оружие и технику: от "коктейлей Молотова", которые разливали по бутылкам на химических и ликеро-водочных производствах, до штурмовиков Ил-2 и грозных БМ-13 ("Катюш"). Об этой стороне войны говорят плакаты и постановочные фото, призванные поднять дух. А вот живых свидетельств, к сожалению, недостает. Цену трудового энтузиазма помогает представить картина Григория Гончарова "В тяжелые годы. 1941-1942", где смертельно уставшие крестьянки стоят в поле у повозки, запряженной тощей коровой.

Раздел "Духовность" посвящен культуре и жизни православной церкви. Будни фронтовых корреспондентов отражены в карандашных зарисовках Семена Легени, артистических бригад - в воспоминаниях знаменитой певицы Марии Мордасовой. Она была солисткой Воронежского русского народного хора, который создали в годы войны. Можно рассмотреть детали ее костюмов и тетрадь с частушками, записанными на передовой. Люди тянулись к простому бытовому юмору. "Эх, милая моя рукодельная была: в решето коров доила, кочергой избу мела", - выведено на одном из листов пляшущим почерком. И рядом: "Меня нонче сватали - под чугун запрятали, сковородой заложили, сутки не тревожили"… По воспоминаниям Мордасовой, из Воронежа она уходила в числе последних - "когда полыхала огнем Плехановская улица". "…Услышала голос: "Срочно убегай, немец на пороге". И уже в освобожденный город мы, воронежский хор, пришли первыми артистами. Страшно было смотреть…" - признавалась певица, ставшая источником радости и символом жизнелюбия для целого поколения.
За счет Воронежского хора был построен танк "Русская песня", экипаж которого отличился в боях за Вену. В Вену же дороги войны привели бойцов Воронежского добровольческого полка, которые решили… возложить цветы к могиле композитора Иоганна Штрауса-сына.
Отдельный блок посвящен жизни православной церкви в годы ВОВ. Несмотря на гонения, простые люди сохранили веру, которая помогала им справиться со страхами. В витрине можно увидеть деревянный нательный крестик рядового Василия Строганова из поселка Давыдовка Лискинского района. Сохранить церковную организацию было куда сложнее. В Воронежской епархии к ноябрю 1941-го стараниями советской власти осталось всего два прихода - в Лесном Уколове и Терновом. Религиозное возрождение началось фактически благодаря оккупации. С 1942 года стали открываться храмы, молельные комнаты в сельсоветах, школах и клубах. После освобождения от фашистов процесс продолжился благодаря потеплению в отношении государства к РПЦ. Пасхальные богослужения в 1944-м собрали в Воронеже и Липецке по десять тысяч человек. Церковные общины проводили тарелочный сбор в "фонд обороны" вплоть до 1947 года - за весь период с начала войны сумма пожертвования составила около девяти миллионов рублей.
С тремя звездочками
…Последняя буква в слове "Победа" заставила завершить выставку разделом "Армия". Это сильно осложнило задачу - напомним, войну хотели показать через эмоции обычных людей. Слезы, улыбки и салюты здесь, конечно, представлены, но фигура Жукова на белом коне, модель орденов Ленина и Отечественной войны (ими был награжден Воронеж) и китель генерала Семена Переверткина, чья дивизия первой вошла в немецкую столицу, неизбежно перетягивают на себя внимание.
В этом зале, однако, стоит замедлиться и внимательно рассмотреть снимки неизвестного автора, запечатлевшего праздник Победы в Ямном.
А еще - прослушать фронтовое письмо из Берлина, отправленное 29 апреля 1945 года: "Я пока жив и здоров, только, правда, все время под градусом, но это требуется для смелости. Коньяк "Три звездочки" в норме не повредит. Конечно, кто не знает нормы, того мы сами наказываем. Сейчас сжимаем кольцо вокруг центра, нахожусь 500 метров от Рейхстага, Шпрее уже перешли. На днях фрицам и гансам капут. Они еще пишут на стенах, что "Берлин бляйбт дойч", но нет, "аллес дойч капут" это будет по-нашему. Я эти слова пишу по-русски, по-немецки более складно, но ничего, истина остается истиной. Хотел вам послать фото, сами мы фотографировались, но проявить не сумели, так что ничего не вышло. А фото вышло бы интересное: автомат на плече, маузер за поясом, гранаты на боку - бить немца есть чем. В общем, завтра будем в Рейхстаге. Послать посылки не могу, не до того. Посылает большинство тыловики, а нам передовым не до этого. Вы пишете, что провалился потолок на кухне, это ничего…"
Отдельно, в галерее, выставлены антивоенные плакаты, карикатуры и снимки, сделанные воронежскими фотохудожниками 9 мая. Видно, как менялся антураж памятного дня с эпохи застоя до наших дней. Михаил Вязовой, Андрей Архипов, Анатолий Костин, Виктор Шумилов запечатлели стариков с орденами на пороге деревенских развалюх и на городских демонстрациях. Самые свежие фото показывают уже не живых ветеранов, а шествия "Бессмертного полка". Дополняет ряд инсталляция с выразительным снимком Михаила Вязового: участники Курской битвы идут по пшеничному полю под Прохоровкой, а на переднем плане разложены проржавевшие каски и снаряды, которые вот уже 80 лет потихоньку исторгает многострадальная земля.
Справка "РГ"
Выставка "Наша Победа" работает до 29 июня в областном художественном музее имени И. Крамского по адресу: Воронеж, пр-т Революции, 18. Телефон для справок: (473) 255-38-67. Афиша просветительских мероприятий, связанных с выставкой, размещена на сайте https://pobeda.mkram.ru.