Антропологи представили подлинный облик Александра Суворова
Герои возвращаются к нам в первозданном виде - к 225-летию со дня смерти генералиссимуса Александра Суворова ученые-антропологи представили сенсационный результат своей многолетней работы, воссоздав реальный облик великого полководца. И теперь более-менее ясно, как смог этот "чудак" и "шут Балакирев" штурмовать Альпы и создать "Науку побеждать", которую и сегодня чтут наши военные.
Детективная история
Это практически детективная история. Как известно, существует множество портретов Суворова, как живописных, так и скульптурных, совершенно непохожих. Беда в том, что большинство из них сделано уже после смерти полководца. Облик Суворова пришел из XIX века, то есть придуман художниками. "XIX век создал накопление погрешностей, и в XX мы вошли с негероическим Суворовым, стали говорить, вот был такой чудак, смелый, хороший, но чудак, - рассказывает художник, инициатор проекта "Восстановление реального облика Суворова" Ольга Калашникова. - Вот и захотелось разобраться, чудак или великий герой был наш генералиссимус".

Сейчас, даже по сравнению с ХХ веком, когда начал работать знаменитый антрополог Герасимов, появилась масса возможностей, чтобы восстанавливать облик давно ушедших людей. В частности, 3D-технологии сканирования и печати объектов, цифровые технологии обработки изображений. Художница Калашникова взялась за анализ всех непохожих портретов. И столкнулась с настоящей сенсацией. Итак, в 1795 году, за пять лет до смерти, Суворов провел год в Варшаве, где при дворе был большой штат художников и скульпторов. И очень сильный скульптор Джакомо Мональди создал единственный прижизненный скульптурный портрет Суворова. Он попал в Эрмитаж. Но весь XIX век и половину XX века об этом портрете практически никто не знал, и только в 1963 году в книге, посвященной иконографии Суворова, сотрудник музея показал фото скульптуры. "В Эрмитаже портрет стоял на очень высокой тумбе, лица нельзя было рассмотреть, только профиль, - продолжает Калашникова. - Год назад мы обратились в музей с просьбой о хорошей фотографии. И фотограф специально использовал лестницу для фото в нужном ракурсе".
Помог Аркадий
По просьбе художника к делу подключились антропологи.
- Сохранилась посмертная маска Александра Васильевича. И конечно же, многие художники ее использовали после смерти Суворова, - говорит руководитель лаборатории антропологической реконструкции имени М. Герасимова Института этнологии и антропологии РАН Елизавета Веселовская. - Но после смерти происходит сильное перераспределение мягких тканей. Даже сама процедура снятия посмертной маски приводит к еще большему искажению черт лица. Мы же располагаем сведениями о том, как воздействуют посмертные изменения на лицо человека, можем сравнить толщину ткани у живого человека и на анатомическом материале.
Сначала отсканировали посмертную маску, и первые этапы восстановления облика проходили на компьютере. Но маска дает представление только о лице. Чтобы восстановить целиком голову, антропологи использовали череп сына Суворова Аркадия, который уже исследовался учеными. "С помощью компьютера мы прибавляли ткани толщину, открывали глаза, наполняли губы, - поясняет Елизавета Веселовская. - Затем была сделана пластилиновая модель. Голову поставили на пьедестал, появились волосы. Поправки делались и на скульптурной реконструкции".
Замечания к носу
И вот в руках у команды по восстановлению облика Александра Васильевича Суворова реконструкция и прижизненная скульптура. Ольга Калашникова начала накладывать их 3D-модели друг на друга и получила полное совпадение лицевой части.
- Нос у скульптуры Мональди вышел длинноват. Но и к бюсту, который создали антропологи, есть замечание - голова Суворова была значительно больше. Это голова философа и мыслителя, - объясняет художник.
- Не всегда форма головы сына похожа на форму головы отца, при том, что даже есть сомнения, что Аркадий являлся биологическим сыном Александра Васильевича, - уточняет ученый.
Елизавета Веселовская убеждена, что многолетняя работа над восстановлением облика Суворова почти закончена. Можно ли было ее ускорить?
- Мы обязаны с величайшим уважением и вниманием относиться к прошлому. Не исключаю, если будет канонизация Суворова и обретение мощей, возможно, мы сможем обратиться к черепу и получить уточняющие знания. Но для этого нужны серьезные научные и, главное, общественные основания.
Мнение
Мария Добровольская, член-корреспондент РАН, археолог:
- Воссоздавая облик исторической личности, фундаментальная наука берет на себя огромную ответственность. И здесь все добросовестные исследователи стараются привлечь как можно более разнообразные источники для получения объемной информации. Проблема эта, естественно, мировая, потому что в каждой стране есть свои персонажи, которые важны для истории. Я бы хотела в качестве примера обратиться к Великобритании. Несколько лет назад были обнаружены скелетные останки, предположительно принадлежащие легендарному Ричарду Третьему, который всем известен прежде всего по литературе - шекспировский злодей. Ученые выстроили фундаментальную систему доказательств, которая позволила увериться в том, что это был действительно он. Все ждали "Квазимоду", горбуна с уродливым лицом, но оказалось, что первичная картинка несколько отличается от того, что создали историческая память и творчество великого Шекспира. Да, у него был сильный сколиоз, который, к слову, очень часто встречается у школьников, но не было горба, и лицо оказалось не уродливым, а вполне обычным, гармоничным.
Понимание того, как складывается тот или иной образ, почему это происходит, каковы исторические причины этих трансформаций, очень важны. Первейшая задача исследователей останков - получение достоверной, проверяемой, разносторонней информации об облике человека. И сейчас появляется все больше возможностей для этого. Прежде всего современная морфология, трехмерные изображения, их совмещения и анализ.