Кирпич с автографом: из чего была сложена Российская империя
Сотни весомых свидетельств дореволюционной истории Отечества представлены на выставке "Кирпичная Российская империя", которая проходит в каземате Государева бастиона Петропавловской крепости. Экспозиция целиком составлена из собрания петербургского коллекционера и исследователя старинных кирпичей Владимира Смирнова.
В его личной коллекции более четырех тысяч экземпляров, имеющих клейма изготовителей. Для выставки были отобраны порядка двухсот, происходящих из более чем 40 российских губерний и представляющих интерес не только для специалистов, но и для любопытствующей публики. Помимо кирпичей, на выставке показаны формы для их изготовления, матрицы клейм, а также различные исторические документы, связанные с кирпичным делом в России.
Как рассказал корреспонденту "РГ" Владимир Смирнов, начало его коллекции было положено около 20 лет назад, когда он гулял по Карельскому перешейку недалеко от своей дачи и наткнулся на кирпич с каким-то клеймом.
- Решил узнать, что это такое, а потом в городе нашел еще десятки, сотни - так и пошло... - вспоминает коллекционер.
По клеймам можно установить, где и когда был выпущен тот или иной кирпич, узнать историю завода, его владельцев, характер использования продукции и так далее. Как и в любом коллекционировании, здесь есть не только познавательный, но и спортивный интерес.
- Я вдруг задался вопросом: а можно ли собрать хотя бы по одному кирпичу из всех губерний Российской империи? На октябрь 1914 года существовала 81 губерния или область, включая Великое царство Польское и Великое княжество Финляндское. Сейчас у меня представлено 72 губернии, и считаю, что это очень неплохой результат, - поделился Смирнов.
Именно стремление показать широту и качество кирпичного дела в России положено в основу концепции выставки. Ее вдохновитель надеется, что гостям, которые приезжают в Северную столицу из разных регионов страны, будет приятно увидеть экспонат из своего города, своей области - и это мотивирует людей лучше узнать историю родного края.
Как подчеркивает собиратель, в этом хобби нет места вандализму: клейменые кирпичи подбираются только на руинах зданий или ищутся в остатках фундаментов. После чего их "биография" восстанавливается по архивным документам.
- За каждым кирпичом открывается история предприятия, история его владельца, история строительства: где нашелся кирпич, на какую стройку он пошел. Например, железнодорожное ведомство бесплатно возило кирпичи собственного производства на сотни километров. Мне звонят и пишут, спрашивают: а этот кирпич местный? Я говорю: "Нет, он из Петербурга приехал, потому что железнодорожники повезли туда бесплатно для себя. Миграция кирпичей - это вообще отдельная история, - говорит Владимир Смирнов.
...В дореволюционной России кирпичное производство было, как сказали бы теперь, максимально диверсифицированной отраслью. Кирпичи делали и казенные, и частные заводы, и маленькие артели, и небольшие товарищества, и крупные акционерные общества, выпуская под развитие бизнеса ценные бумаги. Свои кирпичные заводики были у помещичьих усадеб, церковных приходов, тюремных управлений, а крепости и форты строили из кирпичей, производимых самим Военным ведомством. В клеймении кирпичей каждый производитель самовыражался как мог (или как положено). Кто-то ограничивался инициалами, другие целиком писали свою фамилию, знатные владельцы клеймили родовым гербом, казенные заводы - двуглавым орлом, а частники могли заказать клеймо с изображением любимой женщины, лошади или собаки.
Иногда нечистые на руку заводчики не гнушались фальсификацией. Например, подделывали иностранные огнеупорные кирпичи, которые в России были в дефиците. А чтобы не попасть под обвинение в прямом обмане, клеймили свою продукцию, специально допуская малозаметную ошибку в иностранном слове. Кто заметил - молодец, а кто нет - сам виноват. Так в коллекции появились имитирующие французские изделия кирпичи "Pariss" из Симбирской губернии, кирпичи с клеймом "RAMSAУ" (с русской "У" на конце) вместо английского RAMSAY и другие образчики "маленьких хитростей" российского капитализма. А кто-то честно написал "A la Glenboig", подражая продукции известной шотландской фирмы.
Но подавляющее большинство кирпичной коллекции Владимира Смирнова составляют до сих пор не потерявшие своих несущих свойств российские строительные материалы XVII-XX веков, на которые их производители с гордостью наносили свои "авторские" знаки. Они проходили ручную калибровку, что гарантировало высокое качество каждого кирпича и надежность сложенных из них построек. Многие из них дошли до наших дней и прослужат еще долго.
Место, выбранное для экспозиции, по признанию самого коллекционера, стало лучшим из возможных. Ничем не прикрытые суровые кирпичные своды каземата Государева бастиона - одной из первых каменных построек Санкт-Петербурга - являются естественным обрамлением для уникальной коллекции. Кстати, ее хозяин наметанным глазом заприметил один клейменый кирпич в ровной крепостной кладке, с ходу определил его происхождение и предложил собравшимся на открытие выставки гостям самостоятельно отыскать этот экземпляр среди тысяч "безликих" собратьев.
Интересный факт
Коллекция Смирнова в основном пополняется в ходе посещений ближних и дальних уголков Ленинградской области и соседних с ней регионов. Вообще увлекшиеся этим люди обычно собирают кирпичи, выпускавшиеся на их малой родине. Это объяснимо: такие предметы сложно транспортировать на большие расстояния и хранить. Со временем любители кирпичей из разных городов знакомятся друг с другом, делятся информацией о новых находках и обмениваются между собой дублями, взаимно обогащая свои собрания. Но число таких всероссийских коллекций, как у Смирнова, можно посчитать на пальцах одной руки.
Кстати
Для посетителей выставка будет открыта по 17 июня 2025 года. Ее дополняют работы художника Татьяны Власовой "Кирпич как тема для творчества".