"Черные глубины Ладоги" открывают новые находки

В ходе исследования, которое проходит в рамках экспедиции "Черные глубины Ладоги", энтузиасты-дайверы клуба подводного плавания "ДИВО" нашли на дне озера большую баржу, затонувшую предположительно осенью 1941 года. На ней были найдены предметы, свидетельствующие, что судно имеет отношение к знаменитой Ладожской флотилии, защищавшей Ленинград. На барже также обнаружена военная техника и снаряды.

"Черные глубины Ладоги" открывают новые находки
© Российская Газета

Чтобы найти подобный объект, дно обследуют с помощью гидролокатора бокового обзора. Изображения, полученные с прибора, показали, что на глубине около 20 метров находится судно. Дайверы сразу предположили, что это баржа, так как на снимках не видны были палубные надстройки. Дальнейшие погружения и визуальный осмотр подтвердили первоначальное предположение: на дне Ладоги действительно покоится большая баржа, имеющая длину 50-55 метров. Поскольку место находки во Время Великой Отечественной войны являлось районом активных боевых действий, вероятнее всего, причиной ее гибели стало нападение противника.

С баржи было поднято несколько предметов, в том числе штык от винтовки Мосина, сапоги и ботинки, которые носили моряки. Александр Архипов - участник экспедиции - отмечает, что баржа имеет огромные кнехты (приспособление для закрепления канатов), а подъемный механизм для якоря оснащен шестеренками большого размера. "Конструкция и сохранность объекта удивили" - резюмирует Александр. После обследования судна и по некоторым другим признакам дайверы сделали вывод, что это именно та баржа, которая использовалась легендарной Ладожской флотилией.

"Ориентировочно датируем судно 1941 годом, но впереди работа в архивах. Находка удивительная, баржа отлично сохранилась, так как пресная вода Ладоги является хорошим естественным "холодильником" - отметил Сергей Куликов - руководитель экспедиции.

Вполне возможно, что дайверы обнаружили одну из двух затонувших барж, которые в середине сентября 1941 года встречным курсом двигались на Осиновец. Тогда был шторм, работала авиация противника. Баржи несли боевое оружие, но, к сожалению, не добрались до цели.

Сами энтузиасты считают, что если бы две баржи со снарядами, затонувшие в Ладожском озере, дошли бы до Ленинграда, и бойцы получили бы огромный арсенал боеприпасов, это могло бы если не изменить, то улучшить ситуацию с обороной города осенью 1941 года. Но как известно, история не терпит сослагательного наклонения.

Почему именно сентябрь 1941 года?

Предыдущая находка дайверов тоже баржа, только груженная снарядами. Ее историю энтузиасты уже восстановили. Это события 17 сентября 1941 года: именно тогда на дно ушла баржа №752, которая шла из Осиновца в Новую Ладогу. На ее борту находились эвакуированные ленинградцы. Начался шторм, баржа дала течь, а налет немецкой авиации не оставил судну шансов на спасение. Тогда утонуло более тысячи человек. История баржи №752 стала известна благодаря выходу на экраны художественного фильма "Спасти Ленинград".

Есть и еще одно кино - документальное. Фильм "Черные глубины Ладоги". Экспедиция памяти", который сняли дайверы по итогам экспедиции. В основу фильма легли хроники военной навигации на озере, происходившие в 1941 году. Использованы также данные с гидролокатора бокового обзора, трехмерные карты и многое другое. Главная задача документального кино - привлечение внимания к водной дороге по Ладоге. Все знают ледовую Дорогу жизни, а меж тем водная трасса была крайне не менее важной и более опасной.

А что еще?

Дайверами из Орла было найдено два затонувших автомобиля ГАЗ-АА. Те самые знаменитые "полуторки", перевозившие людей и грузы по ледовой Дороге жизни.

"Нас спрашивают, почему мы не поднимаем полуторки. Это же не огромная баржа. Отвечаем: пока не найдем музея или выставочного центра, готового принять такие экспонаты в свою коллекцию, пусть покоятся на дне. По крайней мере, Ладога обеспечивает их сохранность. Тогда как на поверхности подобные объекты без реставрационно-восстановительных работ погибнут. У нас есть четкое правило: поднимать найденные предметы только в случае, если знаешь, куда их передать" - поясняет Сергей Куликов.

Что касается обнаруженных барж, то поднимать их на поверхность крайне сложно. Поэтому речь скорее идет о создании экспозиции, им посвященных, в одном из военных музеев.