Матиас Руст не садился на Красную площадь

28 мая 1987 года легкомоторный самолет Cessna 172 Skyhawk с немецким регистрационным номером D-ECJB приземлился в центре Москвы. Из кабины на брусчатку Красной площади вышел 18-летний гражданин ФРГ Матиас Руст и принялся раздавать автографы. Через час его арестовали.

Матиас Руст не садился на Красную площадь
© Российская Газета

История с несанкционированным прилетом в Москву наделала много шуму и стоила карьеры всему военному руководству Советского Союза - в первую очередь тем, кто отвечал за ПВО. В лучших русских традициях произошедший почти 40 лет назад казус помог навести в порядок в противовоздушной обороне страны и она с тех пор работает четко. Десятки тысяч сбитых украинских ракет и дронов - тому подтверждение.

Вопреки расхожему мнению Матиас Руст на Красную площадь не садился. Прилетел он в Москву в праздник - День пограничника, когда на Красной площади было полно народу и посадка на нее была невозможна. Самолет несколько раз пролетел над центром города, летчик засек ритм работы светофоров на Большом Замоскорецком мосту, снизился над Большой Ордынкой и приземлился на мосту, чудом не задев троллейбусные провода. А затем зарулил к храму Василия Блаженного. Авантюризм в Русте сочетался с задатками хорошего пилота - только использовал он их не по назначению.

Миротворец

Руст вырос в Гамбурге, в семье инженера-электрика. Отец интересовался авиацией и однажды взял пятилетнего сына с собой на аэродром. Так Матиас "заболел небом". На 17-летие отец подарил ему полет с инструктором. Через год паренек получил в местном аэроклубе лицензию пилота. К рейсу в Москву его налет составлял всего 40 часов.

Пылкий юноша считал себя "голубем мира" - по собственным словам, полет в Москву он задумал, чтобы создать мост между Востоком и Западом, подтолкнув их к ядерному разоружению. С той же целью он нарисовал на киле своей "Цессны" атомную бомбу, дав конспирологам много пищи для размышлений.

Несмотря на общий романтизм затеи, к ее реализации Матиас готовился с немецкой методичностью. Он арендовал "Цессну" и совершил несколько пробных полетов над Северной Европой - в частности, побывал на месте встречи Горбачева и Рейгана в Исландии. Позже в интервью он сказал: "Я почувствовал, что вошел в контакт с духом этого места. Меня заполнили эмоции и разочарование от провала саммита, от того, что я не смог здесь оказаться прошлой осенью. Это мотивировало меня продолжить".

22 мая Руст вылетел в норвежский Берген, через три дня перелетел в Хельсинки. Преодолев почти 2600 миль, он почувствовал, что обладает достаточными летными навыками для реализации своего плана. Но не был уверен, что хватит нервов. Поэтому Матиас оформил заявку на полет в Стокгольм - это был запасной маршрут на тот случай, если не хватит духу отправиться в Советский Союз.

28 мая в 13:21 по московскому времени Матиас Руст поднялся в воздух. Через 20 минут, выйдя из зоны управления аэропорта, Cessna отключила все средства связи, снизилась до 200 метров и вдоль береговой линии Балтийского моря пошла к заранее намеченной точке на воздушной трассе Хельсинки-Москва.

В аэропорту вылета заметили пропажу самолета с радаров и запустили спасательную операцию. Отправленный на поиски самолет обнаружил в 40 километрах от берега масляное пятно и предположил, что "Цессна" упала в воду. В район были направлены дополнительные силы.

Позже финские спасатели выставят Русту счет на 120 тысяч долларов за ложную тревогу, а пока он пересек советскую границу в районе Кохтла-Ярве и полетел на восток, ориентируясь по магнитному компасу и заранее намеченным объектам: Чудскому озеру, озерам Ильмень и Селигер, а затем железной дороге Ржев-Москва.

Спортсмен, спасатель, мелкий нарушитель

ПВО засекла "Цессну" уже у границы. Три зенитных дивизиона привели в боевую готовность, цели присвоили номер 8255, но команды на уничтожение не поступало. С четырех аэродромов поднимались дежурные звенья истребителей. В районе Гдова летчик МиГ-23 старший лейтенант Анатолий Пучнин доложил, что наблюдает в разрыве облаков спортивный самолет типа Як-12 белого цвета с темной полосой вдоль фюзеляжа.

Летела Cessna медленно. Реактивные истребители делали несколько пролетов над ней и, не получив четкой команды на дальнейшие действия, возвращались на свои аэродромы.

"Войска ПВО вели самолет Руста от границы. Не уничтожали его потому, что после истории со корейским лайнером получили указание не сбивать гражданские воздушные суда", - объяснил тогдашний министр обороны Дмитрий Язов.

К тому же Советский Союз подписал Чикагскую конвенцию, в соответствии с которой нарушившие границу легкомоторные самолеты необходимо было принуждать к посадке. Что в силу разницы скоростей сделать было затруднительно.

Руст был в районе Пскова, когда в 15:00 в соответствии с графиком система ПВО СССР сменила кодовые номера системы "свой-чужой". Здесь шли учебные полеты одного из авиаполков и молодой лейтенант на командном пункте по неопытности присвоил признак "свой" всем, кто находился в воздухе.

Через час Матиас пролетел над Селигером и попал в зону ответственности другого соединения. Теперь его приняли за участника поисково-спасательной операции - накануне у Торжка в воздухе столкнулись Ту-22 и МиГ-15. Когда военные наконец поняли, что перед ними нарушитель, Cessna уже входила в зону ответственности Московского округа ПВО.

На Центральный командный пункт противовоздушной обороны доложили советском легкомоторном самолете, о вылетевшем без заявки. Такие случаи не были редкостью. Оперативный дежурный ЦКП генерал-майор Сергей Мельников и исполняющий обязанности начальника Главного штаба ПВО генерал-лейтенант Евгений Тимохин понадеялись, что в Московском округе разберутся сами, и не стали докладывать о нарушителе главнокомандующему ПВО маршалу Александру Колдунову.

"Если бы маршал Колдунов своевременно узнал об инциденте, он не остановился бы перед принятием самых крайних мер", - рассказывал журналистам командующий советскими войсками противоракетной и противокосмической обороны генерал Вольтер Красковский.

Встряска

Так и получилось, что Матиас Руст беспрепятственно долетел до Москвы и совершил посадку в самом ее центре. По столице пошел гулять анекдот про двух летчиков на Красной площади. Один собрался закурить, другой остановил его: "На аэродроме не курят". Столичные таксисты несколько лет называли Красную площадь "Шереметьево-3".

Военным было не до смеха. История с Рустом дал Горбачеву повод провести крупные кадровые изменения в Министерстве обороны. 30 мая лишились постов глава ведомства Сергей Соколов и командующий ПВО Александр Колдунов. За следующие 10 дней были уволены еще 34 офицера и генерала. Назначенный за несколько дней до прилета немца командующий Московским округом ПВО генерал-полковник Владимир Царьков получил выговор, но должность сохранил.

Самого Матиаса Руста арестовали и в сентябре осудили на четыре года колонии за хулиганство, нарушение правил полетов и незаконное пересечение границы.Через 11 месяцев по личной просьбе Гельмута Коля летчика-нарушителя амнистировали и отправили в ФРГ. Там его лишили лицензии пилота.

Земная жизнь

После знаменитого рейса в Москву Руста изрядно помотало по свету. Вскоре он снова попал в тюрьму - ударил ножом девушку, отказавшую ему во взаимности. В 1994 году опять приехал в Москву - теперь обычным порядком, - и три недели ходил по инстанциям, добиваясь встречи с Михаилом Горбачевым.

Несколько лет Матиас прожил на тринидаде. Женился на дочери богатого чаеторговца из Бомбея и вернулся с ней в Германию. В апреле 2001 гоад Руст снова предстал перед судом - на этот раз по обвинению в краже кашемирового свитера в универмаге. Его приговорили к штрафу в 10 тысяч марок, который потом уменьшили до 600.

Бывший летчик зарабатывал на жизнь игрой в покер и аналитикой для инвестиционного банка, был тренером по йоге. Обещал издать мемуары к 25-летию своего полета, но они так и не появились. В 2012 году Матиас Руст признал, что его полет в Москву был безответственным поступком.

Арендованная в Гамбурге Cessna стала вещественным доказательством в московском суде - с Красной площади ее перевезли на подмосковный аэродром и держали в ангаре. После приговора конфискованный самолет продали бизнесмену из Японии. Тот рассчитывал выгодно перепродать аэроплан какому-нибудь богатому коллекционеру, но не преуспел. В конце концов "Цессну" купил берлинский Технический музей.

промо изображение