Седяща одесную Отца
Завершился пасхальный период, когда мы вспоминали событие Воскресения Христа. Сейчас Церковь призывает обратить наш внутренний взор к следующему событию — Вознесению Господа. В Символе веры говорится: «И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца».
Как это понимать. «Седяща одесную Отца» по-русски звучит как: «Седящего по правую руку от Отца». Это — один из антропоморфизмов, когда о Боге говорится человеческими понятиями. В царское время место справа от государя — «одесную» — было самое почетное. Но в Символе веры речь идет не о том, что есть некий трон Бога Отца и с правой стороны от него — трон Бога Сына, на который Он воссел после Своего вознесения. Очень человекоподобно таким образом представлять реальность Божественной жизни Святой Троицы.
И даже не о единстве Божественной природы Отца и Сына идет речь в этих строках. Про единосущие Отца и Сына отцами Первого Вселенского Собора 325 года было сказано выше, в предыдущих членах символа веры. Как и Сам Спаситель сказал об этом в Евангелии: «Я и Отец — одно» (Ин. 10: 30). А в данных словах: «Седяща одесную Отца», говорится о том, что Господь вознес на небеса человеческую природу, которая теперь пребывает на самом почетном месте — «одесную Отца».
Таким образом, эти слова свидетельствуют о той славе, которая от начала была уготована человеку. Для чего он и был создан: чтобы стать обо́женым, лицезреть Бога, жить с Ним в единстве. После Вознесения Христа рай стал не земным Эдемом, каким он был для Адама и Евы, а Небесным Царством, потому что человек теперь призван жить не в Эдемском саду, как жили первозданные люди, а в Райских Чертогах, там, куда вознеслась человеческая плоть Иисуса Христа.
Не как Дух Господь возносится на Небеса, исцелив и оставив на земле человеческую природу. Нет, Христос принял человеческое естество в Свою Ипостась навсегда: «нераздельно и неразлучно», как это будет сформулировано отцами IV Вселенского Собора в 451 году. Когда Спаситель явился ученикам после Своего Воскресения, они смутились и испугались, подумали, что перед ними дух с призрачным телом. И тогда Христос им сказал: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24: 38-39).
Как видим, Господь возносится именно с нашей человеческой природой — «с плотью и костьми», только не в том ее виде, в котором мы ею обладаем в настоящий момент, а в прославленном воскрешенном состоянии, с природой, не подверженной страстям и тлению, но это — то же самое естество, что и у нас.
Бог — самодостаточен. Он не нуждался в том, чтобы в Нем была еще и человеческая природа. Но люди нуждались в единстве со своим Творцом. И Сын Божий, в Своем воплощении соединив человеческую природу с божественной, то есть включив ее в Свою Ипостась, исцелил, прославил, вознес на Небеса и ввел в вечное течение Божественной жизни. По всеобщем воскресении, в таком же прославленном состоянии как у Христа, будет природа у тех спасенных людей, которые окажутся на стороне Богочеловека, по правую руку Его (см. Мф. 25: 31-33). У тех же, кто останется по левую руку от Христа, будет то же воскрешенная природа, только вне Бога.
Ныне, после Воскресения и Вознесения Господа, человеческая природа для каждого из нас стала потенциально выше, чем она была у первых людей до грехопадения. У них была природа, способная к обо́жению — соединению с Богом. Но они этим не воспользовались. Адам должен был сначала потрудиться, а потом получить результат. А он поставил все с ног на голову: захотел сразу получить результат, не трудясь. В итоге, вместо обо́жения, он пожал страдание и смерть. Его природа из естественного состояния не только не перешла в вышеестественное — обо́женное, как предназначал ему Создатель, но впала в нижеестественное, скотское положение. И Иисус Христос приходит на землю, чтобы ценой Своей жизни исправить то, что разрушили Адам и Ева.
«Сшедши с небес», Господь воспринял «горькое» — падшую, страстную, смертную человеческую природу, а вознес на Небо — прославленную, исцеленную в Самом Себе. Он проявил полное послушание: ибо вначале должно быть утруждение, а за утруждением следует добрый результат — исцеление и обо́жение человеческой природы — то, ради чего Сын Божий сходит с небес.
К такой великой цели был предназначен человек: обожиться самому и привести к обожению всю тварную природу. Ибо, исцелив венец Своего творения‑человека, Христос не только сделал его потенциально выше, чем он был до своего грехопадения, но и выше ангелов. Ангелы не имеют доступа в Саму Святую Троицу. Они окружают Святую Троицу, созерцают Ее, но ангельской природы нет в глубинах Троичной жизни. А человеческая природа в этих глубинах есть, и по замыслу Божию человек должен был пройти сам путь подвига до обо́жения, а затем привести этим путем к Богу весь мир.
Христос актуализировал эту ситуацию: Адам пал и процесс обожения всей твари не возглавил. Сын Божий воплотился, стал Человеком — Новым Адамом, и сделал то, что не сделал Адам — ведет всю тварь к обожению.
Адам был главой падшего человечества — Господь Иисус Христос стал, Главой исцеленного, обновленного человечества. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15: 22). Он уврачевал человеческую природу от греха, стал новым началом для нового человечества.
Наша задача — влиться в этот процесс спасения, пройти путь своего освобождения от греха и соединения со Христом. «Божественная благодать, срастворяясь с человеческим усердием, спасает человека», — говорит преподобный Исидор Пелусиот. И: «Как невозможно видеть глазами без света, или говорить без языка, или слышать без уха, или ходить без ног, или работать без рук, так невозможно человеку спастись или войти в Небесное Царство без Господа Иисуса», — пишет преподобный Ефрем Сирин. Все в нашей власти.