Первым делом – самолёты
«Сильные духом!» – под таким названием в последние три года уже несколько раз проводилась выставка картин курской художницы Марины Залогиной. Трижды в Москве и дважды в Курской области. На необычность этих работ обращаешь внимание при первом взгляде. Ну да, сами по себе корабли, самолёты, вертолёты и танки ничего необычного не представляют. В детстве, как и все мои сверстники, я очень интересовался данной тематикой, собирал марки, открытки, различные книжки, журналы с изображением всей этой машинерии, и это было самое что ни на есть обычное увлечение, хобби мальчишки младшего и среднего школьного возраста. Но! Здесь я впервые вижу, чтобы военная техника стала объектом, фокусом живописных работ. Не старинные корабли – парусники, а современные – «Адмирал Горшков», «Адмирал Кузнецов», или же самолёты МиГ-31, Ту-95. И вот в этом качестве – как объект живописи – такое изображение приобретает новое измерение, становится символом, поскольку всё настоящее искусство символично. А ещё необычность подчёркивается тем фактом, что творцом этих работ выступает женщина. А ведь всем известно, что техника и женщина (особенно блондинка) – понятия антагонистичные. Что и привело к вопросам: как получилось? что сподвигло? что движет молодой красивой женщиной в выборе таких совсем не женских объектов? – Всё очень просто, – объясняет Марина, – первую картину этой серии я начала писать 23 февраля – три года назад, когда началась СВО. Меня давно впечатляли эти громадины, на парад кораблей в Питер я езжу уже лет пять-семь и вижу всё это воочию. А на Параде 9 Мая была в Москве и видела, как «белые лебеди» летят над городом. Потрясающее зрелище! А тут столкновение с Украиной – для всех людей это удар. У меня было полотно – 1 метр на 50 сантиметров, и первый мой самолёт был Ту-160 «Белый лебедь» – написала его за пять дней. А так как в нашем обществе по этому поводу наметился чёткий водораздел, «звёзды» стали уезжать. На этой энергетической волне была создана вся серия – от современной боевой техники до двух работ на тему Курской битвы. А ведь это не иначе как момент истины, тот исторический момент очищения и выбора, когда уже стало нельзя сидеть на двух стульях. Очищения для России, выбора для людей, её населяющих. Одним пришлось собирать чемоданы, а другим – собираться с мыслями, чтобы понять смысл происходящего. И самолёты с кораблями на картинах Марины Залогиной – по сути, это верхушка айсберга того глобально-исторического процесса, в который сегодня вовлечены мы, и не только мы, а все жители планеты Земля. А ещё это импульс, идущий из глубин. Тяга земная и небесная. Корень квадратный, извлечённый из недр коллективного сознания. – Оба мои деда воевали в 41–45-м, оба вернулись живыми – с орденами и медалями, – рассказывает художница. – В детстве общалась с ними, всегда ходила на Парад ко Дню Победы, это был наш семейный праздник, мы собирались за столом, пели военные песни: «Катюшу», «День Победы». Один из дедов – кавалер ордена Красной Звезды – играл всё это на губной гармошке. Так что тема патриотики вошла с детства и сохранилась во взрослой жизни – неизменно участвую в парадах, в шествии Бессмертного полка с фотографиями обоих дедов. И тут мы подошли к главному. Что такое патриотизм? Понятно, что это любовь к Родине. Но ведь и с той стороны тоже говорится о патриотизме. – Родились мы в Советском Союзе – это исторический этап – вряд ли такое государство когда-нибудь возродится, а вот Россия всегда была, есть и будет, – говорит Марина. – Для меня русский народ – это и белорусы, и украинцы. А то, что происходит сейчас… Всё это мы уже проходили… Речь о том, что в своё время война за Украйну, за Малороссию длилась более 100 лет. А это и поляки в Кремле, и запорожцы гетмана Сагайдачного, опустошающие сёла в средней полосе России, в том числе и в курском крае. И ведь мы это знали ещё из курса школьной программы, когда читали «Тараса Бульбу»: «Дыбом стал бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы. Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног по колена у выпущенных на свободу, – словом крупною монетою отплачивали казаки прежние долги». Весьма узнаваемый почерк, не правда ли? А чтобы понять, почему так, откуда это вывернутое сознание, нужно погрузиться в изучение этнопсихологии, войти в исторические обстоятельства и получить на выходе химерическое пространство (прежде всего в головах!), образованное в результате столкновения двух суперэтносов. Кстати, происхождение этой химеры в метафорической форме описано у того же Гоголя – в повести «Страшная месть» из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». И потому: да, мы один народ, но… оказались двумя сторонами одной медали. Так в чём же разница? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте подумаем: разве мы будем радоваться смертям детей, стариков, женщин, пускай и со стороны наших противников? А они радуются – вот и вся разница. И происходит так от сущностного непонимания того, что любовь к Родине – ничто без любви к Богу. Для атеистов поясню: Бог – это не дед с бородой. Бог – это законы мироздания, всеобщие заповеди, это гармония, любовь, совесть. И потому у нас никогда не возобладает слоган «Россия превыше всего», а только «С нами Бог!», «Не в силе Бог, а в правде», «На небе Бог, на земле Россия» (это уже сербы про нас так говорят). Но вернёмся к художественной части. Всего здесь 12 полотен: корабли, самолёты, вертолёт, танки… И ещё одна работа, не столько контрастирующая, сколько дополняющая, наполняющая смыслом всю серию. Это изображение Георгия Победоносца – вольная копия картины французского художника-символиста XIX века Гюстава Моро. Герой, поражающий дракона. Смысл здесь совершенно понятен, ведь в европейской, а также и в русской традиции дракон есть воплощение тьмы, хаоса, некой злобы поднебесной. И св. Георгий, который присутствует также и на государственном гербе России, символизирует нашу приверженность божественным заповедям. Однако символ – понятие многогранное, многоуровневое, парадоксальное. Да, и в западной, и в византийской, и в славянской традициях дракон – величина отрицательная, зато в традиции восточной – прямо противоположная, положительная. Например, в Китае дракон (лун) – символ доброго начала ян, то есть активная первооснова жизни. И вот в таком положительном смысле видятся мне корабли и самолёты на картинах Марины Залогиной. «Для меня они живые, одухотворённые», – говорит художница, и, глядя на результат её работы, видишь прежде всего нашу мощь – не только и не столько техническую, сколько духовную, оберегающую. Олег КАЧМАРСКИЙ