В Музее Паустовского открылась выставка, посвященная писателю Юрию Бондареву

Те пять лет, которые прошли со дня смерти последнего из "лейтенантов", не срок, чтобы ворошить архивы. Родные Юрия Бондарева признаются: еще ничего не трогали в писательском кабинете, боль потери еще не утихла. Но время и 80-летие Победы снова призвали писателя-фронтовика в строй. Дочь, Екатерина Юрьевна, по просьбе сотрудников Музея Паустовского решилась передать для выставки то, что никогда ранее не показывалось - семейные фото, мемории, черновики…

В Музее Паустовского открылась выставка, посвященная писателю Юрию Бондареву
© Российская Газета

Причем здесь Паустовский? Ответ в длинном, но многое объясняющем названии проекта "Писатели-фронтовики - ученики Паустовского. Юрий Бондарев".

Паустовский был мастером Бондарева - и не только в Литинституте, куда вчерашний фронтовик поступил практически сразу после Победы. С совестью и талантом своего учителя, молодой писатель сверял свои книги и свои поступки. Нет, в любимчиках у доктора Пауста никогда не ходил, но в его статье "Кому передать оружие" - Бондарев в первых рядах: "Они не предадут нашу литературу неправде и трусости". Взгляд выхватывает книгу, которую Юрий Васильевич подарил музею - "в память о встречах с Константином Георгиевичем, который так много открыл мне в "колдовстве" слова".

Это книга - "Горячий снег". Дыхание человеколюбца и оптимиста Паустовского в ней - между строк. "Некоторые говорят, что роман "Горячий снег" - оптимистическая трагедия, - размышляет Бондарев в одном из тех видеоинтервью, что можно увидеть на выставке. - Возможно, это так. Я же хотел подчеркнуть, что мои герои борются и любят, любят и гибнут, недолюбив, недожив, многого не узнав. Но они узнали самое главное - прошли проверку на человечность".

Он и сам прошел такую проверку. "Горячий снег" - это и его снег тоже. Трогательный экспонат - шкатулка со сталинградской землей. Ее подарили писателю жители городка Котельниково, в окрестностях которого наша 2-ая Гвардейская армия не дала танковой громаде со свастиками на бортах прорваться на выручку Паулюсу. Историки называют этот момент - переломным. И Бондарев - среди тех, кто переламывал. В свои 18 лет он командовал минометным расчетом. Был ранен, контужен, обморозил ноги-руки, но выстоял, выжил…

"Убеждена, что из объятий смерти его раз за разом вырывала миссия, которую он осознавал - рассказать о войне и погибших товарищах, рассказать честно, без фальши и пафоса, - говорит директор музея Анжелика Дормидонтова. - Он прошел такие места, где выживали единицы".

Какие места? Сумская область, Каменец-Подольский, Киев… До того, как Красная Армия пересечет границы СССР, Бондарев дважды приколет к груди боевую медаль "За отвагу"… Вот он со своими наградами уже в окружении семьи - 1946 год. Снимок из семейного архива - еще одна премьера этой выставки.

Другой раздел проекта - о романе "Тишина". За него на "лейтенанта" в начале шестидесятых спустили всех собак - и то не так, и это. И слишком уж громко о бездарных комбатах, из-за которых напрасно гибли на войне целые роты. Разве такие были? И где они - травят тех, кто помнит правду. Критики недоумевали: на дворе, конечно, оттепель, но не настолько же?

Единственный, кто заступился за "Тишину", - Паустовский, напечатавший в "Известиях" свою знаменитую статью "Сражение в тишине": "Она с резкой и горькой силой напоминает нам о том, чего забыть нельзя…"

Вот тот самый номер, та самая статья… А вот - и это уже из собрания Музея Паустовского - тетрадные листы с размышлениями мастера о молодых писателях, современной литературе и отдельно - о Бондареве. Эта тетрадка тоже выставляется впервые. Если внимательно читать, то волосы дыбом - это он о нас? "Вообще, как много мути, полуправды и полулжи входит в жизнь людей с приданием емкости собственного мнения и со спутанными представлениями о честности".

Самая зрелищная часть выставки - экранизации книг Юрия Бондарева. Здесь тоже полно сюжетов для любопытного взгляда. Вот на маленьких экранчиках - экранизация "Тишины", режиссер Владимир Басов - тоже фронтовик. За кадром история: "Фильм сначала положили на полку, но потом его посмотрел Хрущев. "По этой ленте будут изучать историю" - сказал он. И фильм реабилитировали. - Рассказывает куратор выставки Ирина Пахомова. - Но после Хрущева - о "Тишине" снова забыли".

"Батальоны просят огня" - еще одна экранизация. Здесь, кажется, все удачно. Помним, любим, смотрим. А что с эпопеей "Освобождение"? Смотрим, но помним ли имена создателей? "В телевизионных анонсах каждый год говорят - "Эпопея Юрия Озерова". А куда делся Бондарев, написавший сценарий? Опять тишина?" - недоумевают в музее.

Под афишами фильма на разных языках - бланк с пометкой "для внутреннего пользования", автор сценария Бондарев своей рукой записывает замечания консультантов кинокартины. Внимательный читатель заметит первое название эпопеи - "Освобождение Европы": "По политическим мотивам от него отказались".

Представлены на выставке и черновики сценария. Три исписанных рукой Бондарева листка. И это тоже эксклюзив. Обычно писатель черновики сжигал. Как давалась ему "сладкая каторга" литературного труда - похоже, навсегда останется за скобками. Но что бросается в глаза - почерк Бондарева как две капли похож на почерк Паустовского. Даже правят одинаково… Графологи, наверное, нашли бы этому объяснение, но что важно заметить у последнего стенда выставки - учитель продолжается в своем ученике. И точка.

Проект "Писатели-фронтовики - ученики Паустовского" в ближайшие месяцы продолжат Борис Балтер и Владимир Тендряков.