Большой театр возродил балет Родиона Щедрина "Конек-горбунок"

Полтора века назад сказка Петра Ершова стала первым балетом на русский сюжет, а в советские 60-е воспряла благодаря новой партитуре Родиона Щедрина и Царь-девице Майе Плисецкой. Валерий Гергиев выбрал этот балет не только из почтения к Щедрину и желания дирижировать премьеру, но и как символ великой дружбы: этот "Конек" писался для Большого, а последней удачной была его постановка в 2009-м в Мариинском.

Большой театр возродил балет Родиона Щедрина "Конек-горбунок"
© Российская Газета

Сейчас Гергиев доверил постановку молодой команде во главе с Максимом Петровым, успевшим почти за 10 лет сделать лихую карьеру из артиста Мариинского театра до модного хореографа и художественного руководителя труппы "Урал балет". Все узлы сюжета Петров сохранил, разве что Ивана и Конька сделал мечтателями не от мира сего.

По мысли миллениала (поколения двухтысячных), у них не испытания, а приключения, никаких драм, сарказма и, упаси бог, социальных конфликтов с фигами в кармане; все вокруг есть временная данность и немного сказка. По этой логике главные свойства спектакля - предсказуемость, горсть шуток "для своих" и отличная картинка, за которую браво художникам - по свету Константину Бинкину, по видео Игорю Домашкевичу и, главное, постановщику Юлиане Лайковой. Её сценография сначала кажется шведским дизайном во всех оттенках серого, но она же бережет спектакль от любой возможной клюквы.

А уж супник, из которого кормили царя и который стал котлом для его финала, и царские покои, такой идеальный мирок в глуби алого полотнища остального мира, - лучшие сценографические идеи сезона.

Шуткой для своих, причем тройной, читаются холеные жар-птицы во главе с Царь-девицей: они культурно цитируют легендарную "Жар-птицу" Михаила Фокина Русских сезонов, бросают Ивана к ногам Царь-девицы как виллисы Альберта в "Жизели" и часто выглядят восставшими лебедями. Вокруг царя суетятся длинноногие царские мамки, похожие на целомудренных подруг Джульетты, им под стать Ключница (отличная работа Анастасии Меськовой) и сам Царь (Вячеслав Лопатин), тайный западник с острой бородой и готической короной. Забавно, когда служба охраны, тревожно озираясь, берёт царя в кольцо, охраняя от слишком красивых птиц.

Не все шутки ласковы. Помогая Ивану управиться с Царь-девицей, Конек, протащивший печной ухват вдоль сцены, тюкает им девицу в висок - и Иван на радостях уносит обмякшее тело. Ну и грабеж кольца у одной красавицы в пользу другой - тоже так себе идея: Царица дна (нежданно артистичная Юлия Степанова) становится еще одним бездыханным телом.

Коварный Спальник (Иван Поддубняк) мало танцует, зато много скорбит над почившим царем. Мамки-сенные девки, половина которых поставлена на пуанты с каблуком, в паузах между кормлением развлекают государя длиной ног. Эффектно и притом деликатно ведены в спектакль куклы, громадные лошадиные головы, выглядывающие из-за кулис.

Собственно танцев у главных героев немного, и до финала, где "танцуют все" и принц-Иван рассекает сцену большими прыжками, они кажутся неважными.

Большой труженик Конек - Георгий Гусев стучит "передними копытами" по полу, но не получает даже этой лейттемы. Иван - Владислав Лантратов тут не достигатор-герой, а настоящий аристократ- мечтатель. Хрупкая, бесконечно женственная Анастасия Сташкевич взрастила в себе нужную для роли стервозность, Царь-девица получилась не капризуля, а девушка-стратег, сразу разглядевшая в мечтателе-Ване потенциал и двигающая его нежной рукой к счастливому будущему.

Массовые танцы лучше всего получились у птиц: для утрированных как бы лебедей хореограф заострил пластику, а все мягкие полукруги перестановок быстро выводил в линии и диагонали. Меньше всех повезло народу, сочетающему средиземноморский шаг накрест в хороводах с арабесками и ковырялочкой в линиях, что смотрелось как склейка блужданий по Интернету.

А к финалу вдруг случилась волюнтаристская передача власти: главным героям было не до нее, и царские короны они прямо-таки всучили отцу Ивана и дворцовой Ключнице. Положим, Ключница - Анастасия Меськова это просто заслужила. Но и Отец Ивана, фактурный красавец Камиль Янгуразов, тоже заслужил: он исполнял роль одного из Коней в предыдущей постановке "Конька" - шестнадцать лет назад на сцене Мариинского театра.