Исполнилось 120 лет со дня морского сражения под Цусимой

Ровно 120 лет назад, в конце мая 1905 года, во время шедшей тогда русско-японской войны произошла одна из самых страшных трагедий российской истории – в Цусимском морском сражении японцы наголову разгромили 2‑ю Тихоокеанскую эскадру русского флота. И это было не просто поражение, а именно разгром! Из 38 участвовавших с русской стороны кораблей 21 затонул, семь сдались в плен, шесть были интернированы в нейтральных портах до конца войны. Только четырём судам удалось уйти во Владивосток… Но самыми чудовищными были человеческие потери. Из более чем 16 тысяч моряков погибли 5 с лишним тысяч, ещё 7 тысяч человек попали в плен, более 2 тысяч были интернированы. При этом японские потери были минимальны: они потеряли лишь три миноносца и около 600 человек убитыми и ранеными. Неудивительно, что само слово Цусима стало в русском языке понятием нарицательным и олицетворением всего самого плохого в военном деле… Вот тебе и азиаты Уже после войны специальная военно-морская комиссия разбирала причины поражения и установила множество его причин – от плохого вооружения и некачественного обслуживания кораблей до слабой выучки экипажей и неважного управления эскадры, прежде всего со стороны её командующего – адмирала Зиновия Петровича Рождественского. Всё это, конечно, справедливо с чисто военной и технической точки зрения. Однако главные причины разгрома, на мой взгляд, были куда глубже и прямо упирались в политическую верхушку Российской империи… Как известно, сама русско-японская вой­на началась в феврале 1904 года. Она стала прямым следствием противоречий между Россией и Японией, которые возникли в самом конце XIX столетия по поводу спорных территорий в Маньчжурии (северо-восток Китая) и Кореи. Как только стало ясно, что мирным способом возникшие противоречия не решить, Япония примерно с 1891 года взяла чёткий курс на подготовку к войне, проведя очень серьёзную подготовку. А вот российская власть полностью игнорировала сам японский фактор, пренебрежительно отзываясь о японцах чуть ли не как об отсталых азиатах, которых можно очень легко разгромить. «Недооценка противника, шапкозакидательские настроения, чрезвычайная само­уверенность правительства, а также саботаж определённых сил (вроде Сергея Витте, который убедил всех, что Япония не сможет начать войну ранее 1905 года якобы из-за нехватки денег), привели к тому, что Россия в начале войны не имела на Дальнем Востоке достаточных сил», – пишут по этому поводу профессиональные историки. Причём эта нехватка наблюдалась и на суше, и на море. В итоге 1‑я Тихоокеанская эскадра нашего флота в самом начале войны была фактически заперта японскими кораблями в бухте крепости Порт-Артур, которую японцы осадили ещё и с суши. Все попытки наших войск извне прорваться к осаждённым вылились в ряд серьёзных поражений и к отступлению русской армии. В общем, война развивалась крайне не­удачно…Весной 1904 года было принято решение о формировании 2‑й Тихоокеанской эскадры на Балтийском море – этой эскадре ставилась задача на переход из Балтики в Тихий океан, чтобы деблокировать Порт-Артур, а после вместе с 1‑й эскадрой дать решающее сражение японскому флоту. Командовать эскадрой назначили адмирала Зиновия Рождественского. Сама идея усиления Тихоокеанского флота была правильной, но очевидцы вспоминают, что командующий был явно не восторге от назначения, ибо хорошо знал реальное и довольно печальное положение русского флота. Однако громко сказать об этом так и не решился. За него фактически высказался тогдашний известный военно-морской теоретик, капитан 2‑го ранга Николай Кладо. Осенью 1904 года он опубликовал в газете «Новое время» ряд статей, посвящённых анализу формируемой эскадры. В них капитан дал подробный анализ тактико-технических данных как русских, так и вражеских кораблей, сравнил подготовку морского ­командования и экипажей. Его вывод оказался страшным – у русской эскадры не было шансов в столкновении с японским флотом! Кроме того, Кладо подверг резкой критике военно-морское командование и лично генерал-адмирала, великого князя Алексея Александровича, который был главным начальником флота и Морского ведомства. Да, именно великого князя Алексея Александровича, командовавшего военным флотом Российской империи в 1881 – 1905 годы, по полному праву можно считать главным виновником Цусимской трагедии! На Россию и флот ему было плевать Алексей Александрович Романов родился в 1850 году, он был четвёртым сыном Александра Второго. С молодости служил на флоте, хорошо проявил себя в русско-турецкой войне 1877 – 1878 годов. Свою должность главного военного моряка он занял при своём брате, императоре Александре Третьем, продолжилась его карьера и при Николае Втором. С одной стороны, великий князь вроде многое делал для развития флота – строились новые корабли, проходило их перевооружение на новые артиллерийские системы. Но с другой… Вот что впоследствии о князе писал академик Алексей Николаевич Крылов, известный русский кораблестроитель: «За 23 года его управления флотом бюджет вырос в среднем чуть ли не в пять раз; было построено множество броненосцев и броненосных крейсеров, но это «множество» являлось только собранием отдельных судов, а не флотом. Большинство кораблей были разнотипны, либо слабые по вооружению, либо слабые по бронированию… В смысле создания флота деятельность генерал-адмирала Алексея была характерным образцом бесплановой растраты государственных средств». Говоря проще, кораблей вроде наклепали много, но не подумали об их систематизации в реальные боевые единицы. Не лучше обстояли дела с вооружением и броневой защитой кораблей. По словам историков флота: «Бронезащита некоторых кораблей рассыпалась на ходу, поскольку вместо положенного металлического крепления использовали деревянные втулки, а иногда даже сальные свечи. Значительная доля снарядов, выпускаемая под руководством князя, попросту не разрывалась, а пушки разрывались и убивали своих же…» А ещё была беда с боевой подготовкой – морские учения чаще всего проводились формально, «для галочки» и по устоявшимся многими годами шаблонам, которые японцы хорошо изучили ещё до войны. Неважно обстояли дела и с учебными стрельбами. Они, как правило, велись не по движущимся целям, а по неподвижным – словно ожидалось, что будущий враг будет стоять на месте и покорно ждать попадания русских снарядов, хотя даже для гражданского человека понятно, что война на море очень даже манёвренная, и многое зависит от умения поражать быстро передвигающиеся вражеские корабли…Наверное, эти косяки можно во многом объяснить тем, что пожилой великий князь попросту махнул рукой на дела флота. А ещё ему явно наскучила Россия. Сохранилось много свидетельств того, что Петербургу он предпочитал Париж, где любил кутить на самую широкую ногу. Его родственник и тоже великий князь Александр Михайлович Романов говорил про него: «Одна мысль о возможности провести год вдали от Парижа заставила бы его подать в отставку. Но он состоял на государственной службе и занимал должность не более и не менее как адмирала Российского Императорского флота. Трудно было себе представить более скромные познания, которые были по морским делам у этого адмирала могущественной державы. Одно только упоминание о современных преобразованиях в военном флоте вызывало болезненную гримасу на его красивом лице». Другой очевидец, адмирал Иван Александрович Шестаков, написал об Алексее Романове следующее: «Кажется, мой Великий князь равнодушен не только к флоту, но и вообще ко всему, и дела ему нет, хорошо ли России…» Впрочем, главная проблема заключалась не только в игнорировании прямых служебных обязанностей – князя ещё обвиняли в «нецелевом» использовании казённых средств, выделенных для развития флота! Так, в 1903 году из бюджета Морского ведомства куда-то исчезло больше 30 миллионов рублей – удивительно, но в то же время Алексей Александрович купил себе роскошное имение во Франции. Случайное совпадение? Не думаю. А ещё князь передоверил морские дела разного рода сомнительным личностям, коим главный флотоводец фактически отдал на откуп дело по снабжению и вооружению флота – за любой военно-морской подряд или контракт эти проходимцы брали крупные взятки. Надо сказать, что царю Николаю Второму регулярно докладывали о сомнительных поступках дяди, но царь из-за слабости своего характера не решился его наказывать. Что потом и сказалось самым роковым образом – уже во время войны… «Не оказалось нужной искры» Итак, собранная на Балтийском море с превеликим трудом «солянка» из различных боевых кораблей, названная 2‑й Тихоокеанской эскадрой, в самом конце 1904 года двинулась в поход. По словам историков: «В целом эскадра была очень разно­образна по ударной мощи, бронированию, скоростным, манёвренным качествам, что серьёзно ухудшило её боевые возможности и стало предпосылкой поражения. Схожая негативная картина наблюдалась в личном составе, как командном, так и рядовом. Личный состав набирали наспех, он имел слабую боевую подготовку. В результате эскадра не была единым боевым организмом и не смогла им стать в ходе длительного похода». Пока шли через Атлантику, выяснилось, что Порт-Артур капитулировал перед японцами – 1‑й эскадры больше не существовало, идти оказалось некуда. 2‑я эскадра остановилась возле острова Мадагаскар – здравый смысл подсказывал о бесполезности дальнейшего похода. Адмирал Рождественский прекрасно это понимал. Уже после завершения войны он писал: «Будь у меня хоть искра гражданского мужества, я должен был бы кричать на весь мир: берегите эти последние ресурсы флота! Не отсылайте их на истребление! Но у меня не оказалось нужной искры». Император Николай Второй – по настоянию своего дяди Алексея Александровича – отдал приказ прорываться во Владивосток прежним маршрутом: через Индийский океан и моря Юго-Восточной Азии. Между тем японцы уже хорошо знали как о самом походе, так и о его целях. Поэтому организовали качественную морскую засаду в Цусимском проливе, который отделяет Японию от Кореи. Так что дальнейшая трагедия 2‑й эскадры, случившаяся в этих водах в мае 1905 года, стала вполне закономерной……Адмирал Зиновий Петрович Рождественский в Цусимском бою был тяжело ранен и попал в плен. После войны он вернулся на родину, был восстановлен в звании, получил должность начальника Главного морского штаба. Однако в газетах началась травля адмирала, они выставили его главным виновником трагедии Цусимы. Тогда Зиновий Петрович подал в отставку и настоял на привлечении себя к суду. На суде он взял всю вину на себя, оправдывал своих подчинённых, в особенности подчёркивал героизм матросов, и просил для себя смертной казни. Суд его полностью оправдал. Тем не менее полученный стресс сказался на здоровье адмирала – он умер в Петербурге от сердечного приступа в новогоднюю ночь 1909 года. А вот великий князь вышел сухим из воды. Он сам подал в отставку сразу после Цусимы и перебрался жить в свой любимый Париж. Скончался князь в 1908 году – то ли от простуды, то ли от обжорства. Примечательно, что Николай Второй очень не хотел отставки дяди, но вынужден был уступить – прежде всего по причине возмущения военной общественности. Запись в дневнике императора гласила: «30 мая. Понедельник. Сегодня после доклада дядя Алексей объявил, что он желает уйти теперь же. Ввиду серьёзности доводов, высказанных им, я согласился. Больно и тяжело за него, бедного!». По всей видимости, разграбленного и уничтоженного флота, тысяч погибших моряков царю было не жалко… Удивительно ли, что у такого правителя просто не могло оказаться нормального будущего? 1917 год – тому прямое подтверждение… Ранее на сайте Pravda-nn.ru рассказывалось, как японцы пытались устроить революцию в России.

Исполнилось 120 лет со дня морского сражения под Цусимой
© Нижегородская правда