О почётном гражданине Балашихи Петре Лысове, руководившем Балашихинским литейно-механическим заводом

В 1950 году Балашихинский литейно-механический завод возглавил Пётр Николаевич Лысов, до этого работавший первым секретарём Удмуртского обкома и Ижевского горкома ВКП(б). Именно Пётр Николаевич вывел предприятие на высочайший уровень в советской авиационной отрасли. За это он удостоен звания «Почётный гражданин Балашихи». Пётр Николаевич Лысов родился 24 января 1907 года в деревне Малиново Александровского района Владимирской области в семье ткача. Работать начал с 12 лет — вначале учеником плотника, затем плотником в ремесленной и столярной мастерских. После окончания Владимирского рабфака, а затем Московского автомеханического института служил секретарём парткома автозавода имени Сталина в Москве. С июня 1938 года — первый секретарь Пролетарского районного комитета ВКП(б) Москвы. Был делегатом XVIII съезда ВКП(б), который проходил в Москве с 10 по 21 марта 1939 года. Затем по партийной мобилизации его направили на службу в НКВД — после репрессий 1937-1938 годов не хватало кадров. С 25 марта 1939 года Пётр Николаевич — заместитель начальника УНКВД Московской области. Ему присваивают звание майора государственной безопасности, он становится заслуженным работником НКВД. А уже 22 октября 1940 года Пётр Николаевич был уволен из НКВД — к счастью, без последствий. С декабря 1940 года работал парторгом авиационного завода № 24 имени М.В. Фрунзе (ныне — ПО «Салют» в Москве), в самом начале войны получил орден «Знак Почёта». С октября 1942 года он — первый секретарь Октябрьского районного комитета ВКП(б) Москвы, а с декабря 1944 года — первый секретарь Ленинского районного комитета ВКП(б) Москвы. За руководство обороной столицы удостоен ордена Красной Звезды. Впоследствии Лысова назначают на ещё более ответственную работу. В 1948–1950 годах он — первый секретарь Удмуртского обкома и Ижевского горкома ВКП(б), председатель Совета Министров. В 1947 году награждён высшим в стране орденом Ленина. После Победы Балашихинский литейно-механический завод занялся разработкой и выпуском новых взлётно-посадочных устройств для самолётов. С 1946 года после выделения ОКБ и опытного производства по разработке взлётно-посадочных устройств в самостоятельное предприятие (будущий завод «Рубин»), БЛМЗ стал серийным заводом по выпуску авиационной техники. В 1949 году здесь организовали цех среднего и мелкого магниевого литья. Впервые в стране совместно с ВИАМ (ФГУП «ВИАМ») на предприятии разработали технологию производства фрикционных металлокерамических изделий. Большая Балашиха Большая Балашиха В сентябре 1950 года Петра Николаевича Лысова назначили директором Балашихинского литейно-механического завода. Под его руководством завод был полностью восстановлен. Впервые в стране именно в Балашихе вводится в эксплуатацию цех № 8 порошковой металлургии для производства металлокерамических фрикционных изделий, применяемых в тормозных устройствах самолётов. Был расширен цех № 3 магниевого литья, где начинают изготавливать крупногабаритные отливки специального назначения. На БЛМЗ в те годы разрабатывают и внедряют в производство метод последовательно-направленной кристаллизации — совершенно новый метод литья. На поточное производство переводится изготовление фасонного литья из алюминиевых сплавов. Всё это привело к значительному увеличению выпуска авиационных тормозных и нетормозных колёс, агрегатов управления тормозными системами воздушных судов. За выпуск и производство крупногабаритного литья завод удостоен диплома первой степени ВДНХ СССР. Литейное производство было переведено на природный газ. Это позволило исключить трудоёмкий процесс добычи торфа и превращения его в газогенераторных установках в топливо для плавильных печей. «Все балашихинцы той поры вспоминают его добрым словом, — вспоминает замдиректора БЛМЗ Галина Романова. — Он освободил горожан на всю жизнь от примусов и керогазов, потому что добился в правительстве разрешения подвести природный газ. В 1956 году для заводчан и жителей всего города были построены больница и новая поликлиника рядом. Здание старой поликлиники было перепрофилировано под санаторий-профилакторий, где работники завода без отрыва от производства могли восстановить своё здоровье. Это здание у проходной авиакорпорации «Рубин» эксплуатируется и сейчас, в нём находится отделение городской больницы». Пётр Николаевич Лысов был депутатом Верховного Совета СССР. За заслуги перед нашим городом удостоен звания «Почётный гражданин Балашихи». С 1960 года он — заместитель советника, советник по экономическим вопросам посольства СССР в Китайской Народной Республике. С 1967 года — заместитель начальника, начальник управления кадров Государственного комитета Совета Министров СССР по внешним экономическим связям. Как вспоминали работники завода, Пётр Николаевич обладал феноменальной памятью. Ко всем он обращался поимённо, как к своим товарищам. «А как к нему относились работники завода, судите по одному эпизоду, — вспоминал ветеран завода Юрий Николаевич Некрасов. — Когда в 1976 году нашему заводу вручали орден Трудового Красного Знамени в Москве, на эти торжества были приглашены все бывшие директора нашего завода. В торжественной обстановке объявляли имена всех приглашённых, а зал, как полагается, хлопал, приветствуя их. И когда по микрофону назвали имя Петра Николаевича Лысова, словно по команде, весь зал встал, и все стоя аплодировали долго-долго». Умер Пётр Николаевич Лысов 14 июня 1994 года. Алексей Галанин