Добрые очи и злые восточно-европейцы
Фильм идет в нашем легальном прокате, что хорошо, но, имея рейтинг 12+, дезориентирует школьников и их родителей. Судя по плакату, можно подумать, что это сказочка из современных… А такое кино понравилось бы Венсдей Аддамс и ее одноклассникам по Академии Невермор. Добавляет пикантности для наших зрителей то, что действие происходит где-то в Восточной Европе, вполне вероятно, что и на современной Украине (много чего указывает именно на украинское Закарпатье; например, имена героев вроде Петро, украинские песни и т.п.). Снимали "натуру" в Румынии – и увидели мы, что горная деревня, где все разворачивается, показана как место нищеты (свиньи возятся в грязи на центральной улице!) и тотальной агрессии. Среди всего этого растет девушка-цветочек, у которой пропала мать, а папаша – натуральный абьюзер с вида (его играет сам Уильям Дефо!). Это юная дева находит в лесу детеныша крайне странного существа, в котором мы угадываем и йети, и гремлина, и кого-то из "Аватара" - ну или смурфа, косплеящего Чебурашку. Существа эти (именно они и называются "очи"!) абсолютно мирные, но вызывают ярость у местных жителей-дикарей, во главе которых отец девочки. Который щеголяет в нижнем белье и древнеримских латах (ну, в ленте таких визуальных странностей хватает). А потерянную, но потом найденную мать играет Эмилия Уотсон (с отрубленной тем же персонажем Дефо рукой, замененной деревяшкой)! Девочка несет детеныша в лес, чтобы вернуть в родную стихию, ее отец во главе отряда юных хунвейбинов, стреляющих во все стороны, отправляется в погоню по Карпатам… А потом начинается психоделия и радость киномана. Собственно, за счет почти сюрреалистических странностей создатели «замазывают» стереотипность истории – принятие "другого", экологическое сознание, латентный буддизм, слабые все вместе против одного сильного и злого (предсказуемо – мужчины). И все такое банальное. Не скажу, чтобы дебютант полностью справился с ходом рассказа. Ему, похоже, интересная картинка была важнее действия. А из всего визуального, как ни странно, именно суровый гиперреализм деревенской жизни выгодно отличает "Очи" от аналогичных произведений. В общем, вещь получилась любопытная и странная. Рекомендую смотреть именно на большом экране!