Сибиряки вернулись из кругосветки, длившейся больше трех лет

Корреспондент "РГ" узнал о подробностях беспрецедентной кругосветной экспедиции Russian Ocean Way, длившейся три года и четыре месяца. Томич Евгений Ковалевский и новосибирец Станислав Березкин отправились по морям и океанам на надувном парусном тримаране по маршруту знаменитых российских мореплавателей XIX века: Крузенштерна, Лисянского, Коцебу, Головнина, Литке, Беллинсгаузена, Лазарева.

Сибиряки вернулись из кругосветки, длившейся больше трех лет
© Российская Газета

Это была "крейзи-экспедиция", как говорили иностранцы. Действительно, попытка пересечь Мировой океан под парусом на утлом суденышке - три баллона, алюминиевая рама, маленькая палатка и минимум удобств - выглядела безумной.

Сибиряки отчалили из Кронштадта 1 июля 2021 года, рассчитывая обернуться за два года, но вернулись на место старта экспедиции 6 ноября 2024 года. Они прошли 65 тысяч километров, побывали в 32 странах, где провели три сотни встреч, на которых на английском и испанском рассказывали о России и Сибири.

Недавно Евгений Ковалевский и руководитель берегового штаба экспедиции, исполнительный директор Томского областного отделения Русского географического общества, кандидат географических наук Юлия Калюжная посетили Алтайский госуниверситет, где поделились подробностями путешествия, не знающего аналогов.

"Экспедиция стартовала еще в ковидное время, а когда началась СВО, у нас 7 марта 2022 года заблокировали банковские карты и мы остались без денег, - вспоминает Ковалевский. - Юлия оформила для нас китайскую карту и прилетела в Бразилию, в которой мы находились на тот момент. С трудом нашли в Рио-де-Жанейро единственный банк, где можно было снять деньги. Потом в нескольких странах не получилось, и тогда Юлия оформила киргизскую карту. Когда шли вдоль Южной Америки, американцы заблокировали спутниковые телефоны, а мы должны были находиться на связи в круглосуточном режиме, потому что любая океанская экспедиция рискует закончиться в любой момент из-за различных опасностей. Каждое утро мы передавали Юлии данные о наших координатах, состоянии экипажа и погоде. После блокировки спутниковой связи Юля нас потеряла. В таких ситуациях на третьи сутки объявляется SOS, сигнал бедствия. Дело это очень серьезное - если ты подал SOS напрасно, можно и под уголовную ответственность попасть. Поняв, что телефоны молчат неспроста, пошли к скалистому берегу и вовремя поймали мобильную связь - Юлия уже начинала спасоперацию".

Юлия Калюжная основной миссией экспедиции, шедшей по путям Крузенштерна, Беллинсгаузена, Литке, Головнина, называет просветительско-образовательную:

"Мы были очень удивлены, когда выяснилось, что в мире почти ничего не знают о России и русских. Приходилось даже слышать: "А что, у вас есть мореплаватели?", "Мы и не предполагали, что русские такие образованные люди", "Как это - вы русские и не пьете водку?", "В Томске шесть университетов? Невероятно!". Конечно, везде мы занимались народной дипломатией. Кроме того, перед нами стояли три научные задачи: измерение радиации по заданию Информационного центра по атомной энергии в Томске; тестирование людей в замкнутом пространстве по заданию СибГМУ; проведение образовательных телемостов "Уроки из океана", к которым подключались не только школьники 67 регионов нашей страны, но и заинтересованные люди из разных стран. Не раз во время кругосветки мы слышали: "Браво, руси!".

Мировой океан вовсю испытывал сибиряков проливными дождями, пронизывающими холодными ветрами, крутыми волнами, туманами, нападением акул и прочими невзгодами. Он ломал мачту, разрушал каркас и крепления, выводил из строя мотор, волок в пучину имущество и съестные припасы. Плавсредству требовался постоянный ремонт. Изначально планировалось пересечь Атлантику, спуститься вдоль берегов Южной Америки до мыса Горн, пройти Тихий океан, достигнуть Австралии, преодолеть Индийский океан, обогнуть Мыс Доброй Надежды и обратно через Атлантику вернуться в Кронштадт. Но жизнь внесла серьезные коррективы.

Участники "кругосветки" пережили пять спасательных операций у берегов Бразилии, Чили, Аргентины, Индии и Австралии. Тримаран они потеряли в водах Тихого океана в 800 милях от острова Пасха - во время сильного циклона разорвало рулевую коробку. На сигнал SOS откликнулся сухогруз под панамским флагом. Экипаж спасли, однако парусник со всем оборудованием и имуществом из-за шторма взять на буксир не получилось… Экспедиция на этом могла закончиться, но случилось чудо. Восемь лет назад известный российский путешественник Дмитрий Трубицын оставил на хранение на Пасхе схожий парусный катамаран. Юлия Калюжная, связавшись с Трубицыным, получила "добро" на бесплатное пользование парусником, оказавшимся в рабочем состоянии. Правда, крепился он только на двух баллонах и был полегче, из-за чего вставал на высокой волне и грозил опрокинуться.

Вахту на воде приходилось нести круглыми сутками: по три часа через три. И неважно, день или ночь, сыт или голоден, здоров или нет. Березкин сравнивал себя с дельфином, у которого одно из полушарий мозга всегда бодрствует. Иногда доходило до галлюцинаций.

"Мы смертельно устали за время экспедиции, - признается Евгений Александрович. - Несколько месяцев на мне было четыре-пять штанов, пять-шесть курток, три шапочки, два нашейника и два шарфа, смена теплых перчаток, три пары шерстяных носков и соответствующая обувь. Не раздеваясь, я ложился в два спальника, сверху три одеяла - и все равно не мог согреться. Приходилось терпеть, терпеть, терпеть. Мы шли к своей цели на автомате, как восходители на Эвересте на высоте выше 8000 метров".

Как только россияне приставали к берегу, первым делом укладывались поспать, желательно на целые сутки. А потом их деятельные натуры брали свое. Ковалевский, например, бегал по утрам, в Аргентине даже принял участие в полумарафоне.

За время кругосветки к экипажу на время присоединялись около четырех десятков человек - уроженцы Чили, Аргентины, Австралии, Египта, Бразилии, кениец, оказавшийся прекрасным рыболовом, и соотечественники, живущие за рубежом. В экипаж принимали при одном условии: помощь экспедиции деньгами, полезными навыками или провиантом. Попутчики как правило оказывались хорошими помощниками, разгружая сибиряков физически и эмоционально. На мысе Горн на судне вместе с хозяином - бразильцем русского происхождения Егором - оказалась собака. Она стойко переносила все тяготы и лишения необычного приключения, хотя первые трое суток мучилась, не понимая, где же можно справлять нужду. С собачкой все как-то стали добрее.

Ближе к Австралии на судно напали небольшие акулы, видимо, принявшие катамаран за кита. В 600 милях от берегов "Зеленого континента" одна из хищниц прокусила баллон и парусник начал тонуть. После безуспешных попыток борьбы за "живучесть корабля", пришлось давать SOS. Евгений и Станислав были по колено в воде, когда подоспел на помощь сухогруз (опять же панамский). Экипаж спасся, парусник затонул. Судьба экспедиции вновь повисла на волоске. В Австралию, куда высадили потерпевших кораблекрушение, прилетела Калюжная, начались поиски нового судна.

Выручила русская община. Австралийский бизнесмен родом из Томска (!) оплатил землякам покупку нового судна. Пригодного катамарана не нашлось, сибиряки пересели на твердокорпусный парусник. Путешественники вышли в море спустя два месяца после кораблекрушения. Заминка вынудила изменить изначальный маршрут, по которому предстояло обойти восточное побережье Африки, обогнуть ЮАР и по водам Атлантики вернуться домой. Начались зимние штормы, и сибиряки решили двигаться через Индийский океан, пройти Аденский залив и через Красное море добраться до Суэцкого канала - а дальше по Черному морю и российским рекам подняться в Кронштадт.

В Индийском океане резко плохо стало Березкину. Стали звонить знакомым врачам в Россию, те сказали: судя по симптомам, инфаркт. На сей раз в роли спасателей выступили японские военные моряки. С корабля была спущена надувная лодка, в которой находились морской спецназ и врачи. За полчаса были взяты необходимые анализы, снята кардиограмма. Диагноз не подтвердился, однако пришлось сделать остановку на острове Сокотра. Виной всему грыжа шейных позвонков, помноженная на огромную усталость, вынесли вердикт местные медики, пациенту нужен длительный отдых. Станислав от него решительно отказался.

Дальше был Аденский залив, в котором йеменские хуситы обстреливали многие суда. Самый опасный участок пути близ берегов Сомали нашим соотечественникам удалось проскочить без злоключений. Дальнейший путь был чуть проще, хотя Средиземное море "дало прикурить". В России кругосветчиков повсюду встречали как родных.

По итогам экспедиции родилось много новых идей. 23 апреля 2025 года в Томске было открыто Географическое пространство "Русский путешественник" - для передачи знаний подрастающим поколениям. Помещение для современного географического музея выделили на территории Томской ОЭЗ. Здесь собрано примерно полтонны артефактов, купленных в 32 странах мира. Уже проводятся экскурсии для школьников. Евгений Ковалевский подготовил рукопись "Дневника экспедиции" объемом в 800 страниц и надеется, дополнив ее "береговыми" впечатлениями Юлии Калюжной, издать в этом году. В 2025-м Русскому географическому обществу исполняется 180 лет, и томичи мечтают отметить этот юбилей организацией Международного фестиваля знаменитых путешественников. Также прорабатывается идея путешествия в Антарктиду с участием членов Томского РГО, живущих в России, Испании и Аргентине.

Во время "кругосветки" на видео попали около тысячи часов съемок (16 тысяч терабайт) - камеры у Евгения и Станислава работали в постоянном режиме. На этом материале на телеканале "Моя планета" смонтировали часовой фильм, премьера прошла в мае.

Справка "РГ"

Сотрудник РАН и член Русского географического общества Евгений Александрович Ковалевский обладает титулом "Выдающийся путешественник России". В 1974 году он совершил свой первый поход в составе студенческой "Снежной экспедиции". И было это в Алтайском крае, куда девятилетний Женя Ковалевский вместе с мамой и братом переехали из Томска. Учился он в 69-й средней школе Барнаула, потом - в Алтайском политехническом институте, работал в Алтайском НИИ технологии машиностроения. Сейчас за его плечами более 100 экспедиций и экстремальных путешествий по СССР, России, Гималаям и Мировому океану.

"Главное для каждого из нас - понять, для чего мы предназначены в нашей жизни. Невозможно покорить Мировой океан, как невозможно муравью покорить слона. Но ты бросаешь вызов самому себе, чтобы раскрыть потенциал, заложенный Создателем через твоих родителей. Проблема в том, что огромное количество людей не могут понять своего предназначения. Потихонечку я расту над собой и приближаюсь к истине", - говорит 68-летний путешественник, называющий себя "экстремальным философом".