Жюри определило победителей 11-го фестиваля "Принцесса цирка"
Главным событием международного фестиваля "Принцесса цирка", прошедшего уже в одиннадцатый раз, стал даже не состав исполнителей - в Саратов приехали представители разных цирковых школ, артисты из Вьетнама, Китая, Аргентины, Бельгии, Венгрии, США, Казахстана и Монголии, - а перенос фестиваля с осени на лето.
Прежде он всегда проходил в сопровождении проливного дождя и холодного ветра с Волги. А в этом году участников и зрителей ждал жаркий южный город, солнце, прогулки по набережной, самой длинной в Европе, и увеличенная вдвое программа - если раньше выступления шли два дня, то теперь - четыре. Билеты разлетелись в первые дни после начала продаж.
Когда артистки из США, у которых в России есть родственники, попросили для них пять мест на гала-представление, найти свободные оказалось непросто. Потому что фестиваль - это не просто выступления, это особый драйв, риск и немыслимые трюки, ведь борьба идет не только за внимание зрителей, но и за призы.
Всем понятно, что большинство номеров несут в себе смертельную опасность - особенно те, в которых артисты без страховки работают под куполом цирка, на трапеции, в кольце или на канате. На вопрос, как преодолеть страх, они отвечают, что просто не думают об опасности и не смотрят вниз. Но иногда просто кожей чувствуешь, что происходит что-то незапланированное. Луу Тхи Хуонг из Вьетнама (бронзовый призер "Принцессы-цирка" 2025), выступавшая на вертикальном канате в образе дикой кошки, как выяснилось, действительно рисковала очень сильно, потому что ассистент не закрепил ей подголовник, и в какой-то момент она летала под куполом только на зубах.
Зрителям международный фестиваль дает возможность познакомиться с разными цирковыми школами - наша, русская, известна во всем мире как одна из самых сильных, но очень интересно увидеть, как традиционные цирковые жанры интерпретируют, например, китайские артисты. "Серебро" жюри присудило номеру с поэтичным названием "Лунный свет над прудом с лотосами". Групповой антипод - так называется номер, в котором артисты подбрасывают какие-то предметы ногами, лежа на спине - китаянки превратили в очень нежный, акварельный пластический этюд, где реквизитом стали не цилиндры или мячи, а китайские зонтики.
Как жюри оценивает такие разные номера? Как можно поставить в один ряд, скажем, номер с дрессированными собачками и акробатику, как оценить в баллах работу клоуна и жонглера? Все очень просто: оценка идет по двум критериям, мастерству и артистизму. Профессионалы, которые работают в жюри, способны оценить и то, и другое. На сверхопасный трюк реагирует и зал - когда эмоции сдержать и усидеть невозможно, зрители, как по команде, непроизвольно вскакивают с мест.
"Потрясающе смелые", - ахнула моя соседка, когда под купол взлетели гимнастки на трапеции Мария Еремина и Сабрина Шатирова, их номер "По небу босиком" взял "серебро". "Принцесса цирка" - женский фестиваль, на нем выступают только представительницы прекрасной половины человечества, но назвать эту половину "слабой" после такого шоу вряд ли кто решится.
Девушки освоили все цирковые жанры, включая те, которые издавна считались исключительно мужскими - например, джигитовку. Гран-при жюри "Принцессы цирка"-2025 получил конноакробатический аттракцион "Русь" под руководством Рустама Газзаева, поэтому принцесс в этом году целых восемь. Что они творили на арене, страшно вспомнить: скакали и стоя, и вниз головой, на лету поднимали с земли платки и ныряли под брюхо лошади, чтобы появиться с другой стороны. Во время интервью лихие наездницы признались, что им тоже бывает страшно, потому что на такой скорости малейший сбой может привести к травме. Если лошадь испугается света софитов или звука лопнувшего шарика, она может споткнуться, и тогда только держись. "Но адреналин превыше всего", - говорят джигитки.
Что заставляет девушек так рисковать? Как правило, любовь к лошадям, которую нельзя не почувствовать во время аттракциона - перед выполнением сложного трюка наездница похлопывает лошадь по шее, успокаивает ее и, кажется, даже что-то шепчет. Поэтому в бесшабашном номере много нежности, которую не скроешь, так же, как и мастерство.
Недаром на манеже так часто можно услышать, что цирк - это только по любви.