Дети из села в Хабаровском крае выходили и выпустили краснокнижных черепах
Дети из села Иннокентьевка Нанайского района Хабаровского края вместе со своим учителем в течение всего учебного года ухаживали за дальневосточными черепахами. Наконец они смогли выпустить их на волю - в Хоринскую протоку.
Событие неординарное, поэтому на черепаший выпускной едем со специалистами "Заповедного Приамурья". Они следили за процессом выращивания юных триониксов в школьных условиях. Все-таки спасение краснокнижных - огромная ответственность.
- Мы много лет сотрудничаем с экологическим объединением в этой школе. Они обратились к нам прошлой осенью: обнаружили кладки яиц черепах, которые замерзают на берегу. Мы обратились в Росприроднадзор, нам дали разрешение на выемку яиц из природы. В естественной среде ни одна бы не выжила, а ребята дали хороший результат, - говорит начальник научного отдела ФГБУ Заповедного Приамурья" Римма Андронова.
Всю дорогу - почти четыре часа - внимательно следим за небесами, где то и дело набегают тучки. И созваниваемся с учителем биологии Иннокентьевской школы Дмитрием Кришкевичем - Дим Димычем, как его называют в школе - узнавая, нет ли дождя. В плохую погоду мероприятие не состоится - малыши могут замерзнуть. Выдыхаем - дождик прошел и даже ветер немного успокоился.
В школе - самом внушительном здании на селе - чувствуется праздничное волнение. Еще бы - столько внимания и городских в один день! Нарядный экологический отряд - разновозрастные мальчишки и девчонки не находят себе места. То заскакивают в выделенный под лабораторию кабинет, то бегут обратно в рекреацию, чтобы не пропустить начало линейки.
- А вы не знаете, мне грамоту дадут? Страсть, как грамоту хочется, - осторожно тянет меня за рукав девочка.
- Строимся, - командует Дим Димыч и веселая ватага затихает, изобразив напротив него неровную линейку. - Я вас всех поздравляю с этим событием. Мы на финише нашего природоохранного проекта "Сохраним дальневосточную черепаху вместе". Многие сомневались, конечно, но нам удалось спасти потомство и вырастить. Сегодня наш отряд вздохнет, выпустив черепашек на волю, и мы продолжим нашу деятельность. Вы - герои.
Герои скромно улыбаются. Им вручают грамоты от "Заповедного Приамурья", родители прячут их, чтобы сохранить.
Труд этот страшно громадный
Триониксов под опеку иннокентьевские школьники взяли с 2019 года. Тогда отряд юных экологов, возглавляемый Дим Димычем, обнаружил, что к облюбованному черепахами для кладок яиц месту подбирается вода. Потомство могло просто унести, и выводок погиб бы.
- Обратились в "Заповедное Приамурье" за помощью, они получили для нас разрешение на изъятие - с краснокнижными только так можно. Искали с ребятами кладки, перерыли каждый сантиметр. Нашли три, в школе поместили в инкубатор, и выпустили, когда сошла вода, - рассказывает Дим Димыч.

С тех пор триониксы под постоянным наблюдением. Для них оборудовали искусственную дамбу, отпугивают хищников и фиксируют жизнь черепах. За шесть лет спасли более 700 черепашьих душ. Прошлым летом обнаружили, что те непозволительно затянули с кладкой - отложили яйца не в июне из-за низких температур, а в августе. Такой сдвиг сроков означал приговор для потомства - школьный учитель снова обратился за разрешением изъять из природы.
- Они уже замерзали: в 16 кладках из 635 яиц выбраковали 400. Заложили в инкубатор в нашей лаборатории, следили за ними - ответственность очень серьезная. Выжили 120 черепашек. Дело в том, что нигде не описано, как правильно выхаживать триониксов. Никто этим раньше не занимался, не лечил их. Надеемся, что наш опыт пригодится другим, - говорит учитель.
Ребята меняли черепашкам грунт, воду, кормили их и обязательно фиксировали все в полевой журнал: кто как поел, насколько вырос, как меняется активность. Эти наблюдения лягут в основу научной статьи.
- Девять месяцев за ними ухаживали. Осенью насобирали для них мешки песка и мелкого щебня, накопали червей. Каждый день с ними были, конечно, сейчас переживаем, как они приживутся в природе, - говорит самая старшая участница проекта - девятиклассница Софья. В экоотряде она занимается вместе с младшим братом. В их группе ребята разных возрастов - от первого до девятого класса. Уход за черепахами стал для всех суровым испытанием - попробуй повозись с ними!
Речная черепашка по имени…
Лаборатория, ставшая домом для больше сотни черепах, родное место и для юных экологов. Сюда они спешат перед уроками, заглядывают после и уходят, лишь когда настанет вечер. Каникулы, выходные - вдохновленные своим учителем ребята всегда тут. Признаются - с Дим Димычем им интересно.
На столах - объемные короба с "детским садом". На каждом бумажка с именем.
- Мы как-то решили, что надо их назвать, - объясняет Ксюша. - Но их так много, мы столько имен и не знаем. Да и потом как их отличишь? Они же почти все одинаковые, некоторые только больше-меньше. Потому присваивали имена сразу всему коробу. Здесь у нас сидят Васьки, тут Ярики, это Маринки.
Школьники охотно достают своих подопечных, чтобы можно было сфотографировать. Лишь слышится ойканье и возгласы: "Чего ты кусаешься?". Триониксы - самые кусачие черепахи. Даже такие юные тяпают, не как комарик. Ребята демонстрируют на пальцах красные пятнышки от укусов.
- Ее надо аккуратно брать, чтобы не дотянулась зубами. Шеи-то у них длинные, - инструктируют меня дети.

Пытаюсь ухватить одну из Маринок. Все рассказы про черепашью медлительность - миф. По крайней мере, это точно не про триониксов. Очень шустрые создания! Все-таки удается изловить. Маринка активно толкает меня когтистыми лапами, грозно раздувает ноздри и пытается дотянуться своим пятачком, чтобы сделать "кусь".
- Им червяка кидаешь - сразу перекусывают его пополам. Червяки у них любимая еда, они из-за них такие драки устраивают. А вот, смотрите, опять, - показывает Владик.
Сразу три Ярика вовлечены в потасовку. Их разнимают, и они тут же находят себе занятия по интересам: кто дожевывает червя, кто закапывается в грунт. Небольшие - размером примерно со спичечный коробок. Кругленькие, с длинными шеями.
- Выносим!
Ребята подхватывают короба и несут их в грузовичок. Пора ехать.
Еще увидимся!
Путь наш лежит к протоке Хоринской. Едем дорогой рыбаков, явно не жалеющих свой транспорт, нам же приходится периодически шлепать пешком, чтобы не убить машину.
Дим Димыч распределяет ребят по полосе - выпускать черепашек надо небольшими партиями. Так увеличиваются их шансы выжить - вдруг нападут хищники или сами запутаются в сетях? Темные воды хранят в себе много опасностей.
- Увидимся, - шепчет мальчишка, опуская на берег одного за другим трех Яриков. Те, не оглядываясь на своего спасителя, решительно шлепают в воду и вскоре исчезают из вида.

Катастрофа - одна из девочек вдруг сжалась в комочек и горько заплакала, сидя на корточках у кромки воды. Жалко стало черепашек.
- Им же там лучше, - утешают ее подруги. - У них там мамы…
- Они у себя дома, для нас переживание - как они освоятся, а они в своей среде, - объясняет Дим Димыч. - Черепахи очень выносливые животные. Иногда спрашивают, видели ли черепахи динозавров? Да они их пережили!
- Выходит, мы с вами динозавров вырастили, - утирает слезы девочка.
Место для черепашьего выпуска выбрали идеальное - кормовая база, зимовая яма, от холодного ветра закрывает утес. А еще здесь нет хищников - населенный пункт рядом. Даже наводнение здесь не потревожит триониксов. Считай, им обеспечены 30 лет спокойной жизни!
А у ребят новая забота - они продолжат охранять кладки редких, но таких беспечных черепах.