Как болдинские крестьяне спасли пушкинскую усадьбу
Крылатым стало выражение "болдинская осень" – символ плодотворного творчества в недобровольном заточении, когда тело рвется на волю, но путешествовать по волнам фантазии могут лишь душа и воображение. "Мем" настолько прижился и в отношении пушкинской личной биографии, что многие из нас откровенно не знают, что "болдинских осеней" у поэта было три. А именно: в 1830, 1833 и 1834 годах. Всякий раз Александр Сергеевич бывал тут на закате года. В общей сложности провел в имении чуть более пяти месяцев. Зато написал около 70 вещей, да каких – считай, половину своего наследия. Поэтому весь трехлетний период в жизни Пушкина теперь зовется в литературоведении "Болдинская осень". Якобы она была непрерывна. Информационный стенд: что успел поэт написать в Болдине. И как знать – выпали бы такие всплески таланта даже пушкинскому гению, если бы не эта уединенная усадьба в довольно глухоманной для своего времени местности? Её и сегодня "центральной" не назовешь. Село Большое Болдино на 170 километров юго-восточнее Нижнего Новгорода, на 90 километров севернее Саранска и на 600 километров отстоит от Москвы. И ближайшая железнодорожная станция Ужовка здесь едва ли не в сорока километрах. Но, конечно, теперь уже до Большого Болдина добраться проще – о чем свидетельствует статистика посещений за год, которая в 2015 году насчитывала 67 тысяч человек, а в 2022-м – так даже 220 тысяч. Экскурсия в "зальце" господского дома. К Пушкину, однако же, особенно в 1830-й холерный год визитеры особенно не наведывались. Сам он несколько раз пытался выехать из имения в Москву, к невесте – холерные карантины задерживали его и разворачивали. Одиночество и деревенская скука "катализировали" творчество Пушкина. Сам он признавался в письме: "Соседей ни души, езди верхом сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не помешает". Письмо А.С. Пушкина издателю П. Плетневу из Болдина, 9 сентября 1830 Цифровые копии писем поэта в экспозиции музея. Воздадим же должное усадьбе, вскормившей (отчасти) молодую семью Александра Сергеевича с Натальей Николаевной, и очень мощно – его литературное творчество. Имение достойно того, чтобы проследить его историю хотя бы бегло. На территории усадьбы "Большое Болдино". В настоящее время в этом родовом имении Пушкиных находится музей-заповедник А. С. Пушкина "Болдино". Составными частями музея-заповедника являются Музей литературных героев "Повести Белкина" в ближнем селе и усадьбе Львовка и музей Пушкина в Нижнем Новгороде. Остановимся на "пасторальных" музеях. Строчки же из произведений и писем поэта (не обязательно написанных в Болдине) будут служить нам своеобразными эпиграфами. План пушкинских мест Большого Болдина и окрестностей. Кроме повестей, о которых в письме вашем упоминать изволите, Иван Петрович оставил множество рукописей, которые частию у меня находятся, частию употреблены его ключницею на разные домашние потребы. Таким образом прошлою зимою все окна ее флигеля заклеены были первою частию романа, которого он не кончил. Вышеупомянутые повести были, кажется, первым его опытом. Они, как сказывал Иван Петрович, большею частию справедливы и слышаны им от разных особ. Предисловие к "Повестям покойного Ивана Петровича Белкина" – письмо издателю от его близкого знакомца А.П. "Повести Белкина" написаны в Болдине в 1830 году. Местность, где стоит Большое Болдино, была заселена мордовскими племенами (недаром и сейчас от него до мордовской столицы Саранска ближе, чем до областного центра Нижнего Новгорода). Основным занятием этих "лесных людей" было собирательство мёда диких пчёл — по-русски бортничество. Оттого в XVI веке возникло первое название села — Забортники (буквально "село за бортным лесом"). Под этим именем оно впервые фигурировало в писцовых книгах 1585 года. Дуб в Большом Болдине, возможно, оставшийся от древних лесов. Откуда и как произошло современное название села, доподлинно неизвестно. Возможно, оно изначально звучало не слишком прилично: Еболдино. Впрочем, это значит не то, что можно подумать, а татарское выражение Ель Болдино. Или же название пошло от собственного мордовского имени Болдай. Так или иначе, но Забортники сменились на Болдино за краткий исторический промежуток: уже в документах 1612 года село пишется Болдиным. Так вот все прилегающие к Большому Болдину земли более трёхсот лет были "пушкинскими". Предки поэта по отцу принадлежали к одному из старейших дворянских родов России и владели сею местностью с XVI века – с 1585 года, когда воевода Евстафий Михайлович Пушкин за успешные переговоры с польским королём Стефаном Баторием был награжден селом Болдиным. Точнее, получил его во временное владение на срок "царевой службы" (это называлось "поместье"). Но троюродный племянник воеводы Иван Фёдорович Пушкин за участие в Нижегородском ополчении 1611—1612 годов был одарен болдинскими землями уже в качестве потомственного владения (вотчины). Памятник А. С. Пушкину работы московского скульптора С.Д. Меркурова (1881–1952), установленный 10 февраля 1941 года перед зданием сельсовета села Большое Болдино, а теперь находящийся на площади перед административным зданием музея-заповедника "Болдино". Но потомок этих славных воителей, самый известный представитель рода Пушкиных, воевал, как мы знаем, только на дуэлях – и на бумаге, где под его пером разыгрывалось много кровопролитных битв. …В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон. Смолоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело; Но под старость захотел Отдохнуть от ратных дел И покой себе устроить. Сказка Пушкина "Золотой петушок", 1834 год, написана в Болдине. Александр Пушкин, к слову, вовсе не был настоящим владельцем Болдина, несмотря на то, что бывал и живал там. Семейная экономическая история строилась так. В 1741 году имение перешло по наследству деду поэта Льву Александровичу, отцу Сергея Львовича и Василия Львовича Пушкиных — папаши и любимого дядюшки Саши. Между этими двумя сыновьями Лев Пушкин в начале XIX века разделил свое имение (а в него входили еще сельцо Кистенёво и деревушка Малое Болдино). Дядя был Пушкину близок тем, что учил его писать стихи (хотя сам владел этим искусством на уровне посвящений в альбомы) – и все же он привил племяннику вкус и страсть к стихосложению. К сожалению, Василий Львович умер в тот самый 1830 год, в который уместилось так много событий для поэта. Портрет Натали Гончаровой в экспозиции музея. Весной 1830 года было официально объявлено о помолвке Пушкина с Натальей Гончаровой. Но свадьба постоянно откладывалась из-за нищеты семейства Гончаровых. Будущая тёща Наталья Ивановна не желала выдавать дочь без приданого. В августе Василий Львович испустил дух. Пушкин присутствовал при последних минутах умирающего. Об этом моменте он рассказал в письме Плетневу: "Бедный дядя Василий! знаешь ли его последние слова? приезжаю к нему, нахожу его в забытьи, очнувшись, он узнал меня, погоревал, потом, помолчав: "Как скучны статьи Катенина!" — и более ни слова. Каково? вот что значит умереть честным воиным, на щите…" Впрочем, биографы считают, что тут поэт присочинил для красного словца. По крайней мере, дядя успел передать ему кое-какие документы, относящиеся к родословной Пушкиных. Эти бумаги Александр Сергеевич вскоре привезет с собой в Болдино и будет изучать. По случаю траура в семье жениха свадьбу Пушкина и Гончаровой на три недели отложили. Но ввиду предстоящей женитьбы отец Сергей Львович передал Пушкину 200 душ крестьян в сельце Кистенёво. Чтобы принять во владение Кистенёво, поэт 31 августа поехал из Москвы в Болдино, перед отъездом письменно рассорившись с мамашей невесты и даже пытаясь вернуть Наталье Николаевне свободу. И тут в Нижегородской губернии грянула эпидемия холеры. Карантинные меры "привязали" Пушкина к Болдину более чем на три месяца. Вскоре он уже забыл о желании расстаться с возлюбленной и пылко писал ей: Средства передвижения Пушкина. "Мое пребывание здесь может затянуться вследствие одного совершенно непредвиденного обстоятельства. Я думал, что земля, которую отец дал мне, составляет отдельное имение, но, оказывается, это — часть деревни из 500 душ, и нужно будет произвести раздел. Я постараюсь это устроить возможно скорее. Еще более опасаюсь я карантинов, которые начинают здесь устанавливать. У нас в окрестностях — Cholera morbus (очень миленькая особа). И она может задержать меня еще дней на двадцать! Вот сколько для меня причин торопиться!" Письмо Наталье Гончаровой из Болдина, 9 сентября 1830 года. Но что же представляла тогда собой болдинская усадьба Пушкиных? Благодаря многим интереснейшим обстоятельствам, о которых будет рассказано далее, она сохранилась практически в полном комплекте, а здания – в первоначальных очертаниях. По аутентичным описаниям была воспроизведена обстановка комнат и служебных помещений: что-то осталось, что-то перевезено из других пушкинских имений, а некоторые предметы мебели несколько перепродавались, но вернулись в музей, видно, промыслом Божьим. Поэтому по сегодняшнему Болдину легко можно вообразить себе быт великого поэта 200 лет назад. Благо, был он довольно "спартанским". Пушкин вообще был неприхотлив в еде и обстановке. Общий вид усадьбы, господский дом на дальнем плане. Главным, как и во всех дворянских усадьбах, является господский дом. Напротив парадного крыльца его — лиственница, по преданию, посаженная поэтом. Считается, что многие деревья усадебного парка – ровесники Александра Сергеевича или даже постарше его. Так, например, разломленной в свое время молнией иве на берегу верхнего пруда предположительно 230 лет. То есть она всего на пять лет старше Пушкина. Рядом с нею несколько старых дубов, чей возраст никто не считал. И в окрестностях Болдина есть Роща Лучинник – якобы излюбленное место прогулок поэта. Знаменитая болдинская ива. Сам дом – деревянный особняк с мезонином, который за века своего существования не раз перестраивался, но комнаты первого этажа, где проживал поэт, не изменились, а это три помещения в парадной анфиладе: прихожая, зальце и кабинет. Зальце наиболее просторно и служило для приёма гостей. Кабинет, напротив, скорее, тесен. Но он воссоздан по собственноручному рисунку поэта, который начертал он своим летучим пером. Это нетипичный кабинет – но ведь и Пушкин нетипичен среди писателей. Например, письменный стол ему заменял ломберный столик (не будучи страстным игроком в карты, Пушкин вряд ли смог бы сочинить "Пиковую даму"). Еще в кабинете уместились напольные часы, кресла с кожаными сиденьями и два дивана. И огромный талант. И перепады настроения (нынешняя психиатрия утверждает, что Александр Сергеевич страдал циклотимией, легкой формой маниакально-депрессивного психоза, что бросало его от восторга к унынию или гневу). Кабинет поэта. В последних числах сентября (Презренной прозой говоря) В деревне скучно: грязь, ненастье, Осенний ветер, мелкой снег, Да вой волков; но то-то счастье Охотнику! Поэма Пушкина "Граф Нулин", написана в 1825 году в Михайловском, псковском имении. Было время, когда обиталищем Пушкину в Болдине служила… вотчинная контора. Это бревенчатый флигель напротив барского дома, на другом берегу верхнего пруда усадьбы, куда ведет живописный "Горбатый мостик". В "барские" времена контора предназначалась для сбора вотчинного оброка с крепостных крестьян. Крестьяне были не то бедные, не то хитрые и прижимистые – оброк было положено взимать деньгами, но крепостные умудрялись уговаривать бар принять его "натурой". А это могли быть как, допустим, ценные в хозяйстве штуки полотна, так и сущая безделица вроде ягод и грибов. Все это доставлялось в вотчинную контору, с поклонами и сетованиями на нищету вручалась управляющим. Натуральный оброк измерялся либо завешивался – и в помещении сохранились старинные весы и примитивная "система мер", типа деревянного аршина. Затем крестьянин уходил, а "дары природы" оставались. Их складывали в лари и сундуки – и все это до сих пор загромождает без того небольшую избенку. Александр Пушкин прекрасно знал о такой манере крестьян рассчитываться с помещиками – и не преминул "проехаться" по ней опять же в предисловии от себя самого к "Повестям Белкина". Вотчинная контора. Сия глупая старуха не умела никогда различить двадцатипятирублевой ассигнации от пятидесятирублевой; крестьяне, коим она всем была кума, ее вовсе не боялись; ими выбранный староста до того им потворствовал, плутуя заодно, что Иван Петрович принужден был отменить барщину и учредить весьма умеренный оброк; но и тут крестьяне, пользуясь его слабостию, на первый год выпросили себе нарочитую льготу, а в следующие более двух третей оброка платили орехами, брусникою и тому подобным; и тут были недоимки. В общем, в вотчинной конторе велись всяческие счетные и хозяйственные дела, а порой чинились суды над провинившимися крепостными. Но не этими скучными материями дорога вотчинная контора музейному комплексу. Дело в том, что осенью 1834 года, в последний приезд в Болдино, Пушкин… жил в этом служебном помещении. В господском доме некстати случился ремонт. И в этот визит поэт написал тут единственное произведение – "Сказку о золотом петушке". Черновая тетрадь с набросками – один из экспонатов нынешней вотчинной конторы. Она сейчас разделена на две половины: в одной чистая "хозчасть", а в другой – импровизированный кабинет Пушкина. Обстановка аскетичная: белёная печь в углу, большой диван, стол, секретер, сундук с домотканым полотном. Комната Пушкина в вотчинной конторе. Строения усадебного двора были воссозданы на основе сохранившихся документов и раскопок на прежних местах. Таким образом мы узнаем, что комплекс дворовых построек включают людскую (жилище для прислуги), кухню, баню, конюшню, амбары и беседки, в которых раньше господа приятно проводили время (но вряд ли это касалось собственно Пушкина, жившего здесь в самую непогоду), а теперь они служат украшением музейного парка. Это "Беседка сказок" на берегу нижнего пруда усадьбы и деревянный "шатёр" на столбах. Беседка . Наталья Павловна раздета; Стоит Параша перед ней. Друзья мои, Параша эта Наперсница ее затей; Шьет, моет, вести переносит, Изношенных капотов просит, Порою с барином шалит, Порой на барина кричит, И лжет пред барыней отважно. Поэма "Граф Нулин" Людская . Нельзя не упомянуть "Попов порядок" – исторически сложившуюся часть усадебного комплекса. Здесь испокон веков жили священники, служившие в двух болдинских храмах: церкви Успения Божией Матери конца XVIII века постройки и часовне Михаила Архангела, более ранней, упомянутой в 1621 году. Деревянная Успенская церковь в 1780-х годах сгорела, Лев Александрович поставил на ее место каменную, оригинальными и величественными очертаниями которой мы и сегодня можем любоваться. Успенская церковь. К сожалению, храм этот – не аутентичный. В отличие от усадьбы, его в советское время не пощадили: богослужения закрыли, колокольню и главку разобрали, "куб" поступил в ведение райисполкома и использовался от электростанции до библиотеки. Но к празднованию 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина Успенский храм был полностью восстановлен. Именно 6 июня 1999 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) освятил придел Архангела Михаила, возвратив тем самым храм к духовной жизни. Что же до часовни Михаила Архангела, то она просто была уничтожена, а затем заново поставлена на прежнем месте но, возможно, в новых формах (впрочем, так ли это важно?..). Поп говорит Балде: "Ладно. Не будет нам обоим накладно. Поживи-ка на моем подворье, Окажи свое усердие и проворье". "Сказка о попе и работнике его Балде" Попов порядок Потому, что в ряде домиков меж барским домом и храмом селились попы, улочку и прозвали "Попов порядок". Говорят, ранее при одном из домов имелся усадебный флигель, где якобы бывал Пушкин и даже писал что-то на стенах. Потом племянником поэта подарил этот флигель одному из священников. Но проверить насчет надписей невозможно: "Попов порядок" сгорел в страшном пожаре 1920 года, когда чудом не погибла и усадьба, и тоже был восстановлен в конце XX века по сохранившимся фотографиям. Теперь в этих домишках действует музейная экспозиция, посвящённая пушкинским сказкам. Сказки представлены отменно: в виде диорам в витринах, положительные герои обворожительно красивые, отрицательные – отталкивающие, антураж воистину сказочный. "…в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 последние главы Онегина, 8-ую и 9-ую, совсем готовые в печать. Повесть писанную октавами (стихов 400), которую выдадим Anonyme. Несколько драмматических сцен, или маленьких трагедий, именно: „Скупой Рыцарь“, „Моцарт и Салиери“, „Пир во время чумы“, и „Д.[он] Жуан“. Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо?.." Письмо Плетневу из Болдина, осень 1830 года. Пушкины не были шибко хорошими барами, отечески заботящимися о крестьянах. Таких помещиков не существовало (не зря сжег Гоголь второй том "Мёртвых душ", где пытался вывести образ не карикатурного владельца поместья!). Отец и дядя поэта постоянно в Болдине не жили, бывали наездами, как в стихотворении Некрасова "Вот приедет барин, барин нас рассудит…". Само же солнце русской поэзии, только получив Кистенёво от отца, сельцо и двести крестьянских душ заложило государству за 38 тысяч рублей, десять из которых смогло одолжить будущей тёще и тем поправить ее дела и выпросить согласие на свадьбу с Натали. Так что и славнейший из Пушкиных не был радетелем за простой народ, что бы ни утверждали в советской школе. Но вот простой народ, как ни парадоксально, несмотря на его темноту, забитость и крестьянскую хитрецу, которая требует порой прикидываться неграмотным и малоумным – спроса меньше будет – ратовал за своего барина-стихотворца. Рукописи Пушкина. Есть предание, записанное со слов болдинского старожила Ивана Васильевича Киреева, что еще в 1862 году, через год после отмены крепостного права , при нарезке земли управляющий советовал крестьянам снести все постройки Пушкиных на хутор, а освободившуюся землю прирезать бесплатно к их наделам. Но мужики… отказались, якобы, мотивировав это так: "Пусть потомки Александра Сергеевича живут и пользуются всей усадьбой в центре Болдина" . Получается, что даже слабо грамотные люди уважали Александра Сергеевича за талант, за русский литературный язык, за нестареющие сказки. Болдинские крестьяне. Фото: сайт музея-заповедника. В одном из городов Италии счастливой Когда-то властвовал предобрый, старый Дук, Народа своего отец чадолюбивый, Друг мира, истины, художеств и наук. Но власть верховная не терпит слабых рук, А доброте своей он слишком предавался. Народ любил его и вовсе не боялся. Поэма "Анджело", написана в Болдине Последним владельцем села из рода Пушкиных выпало стать Льву Анатольевичу, внучатому племяннику поэта. В 1911 году болдинская усадьба была приобретена государством решением совета министров "О приобретении в собственность государства за 30 тысяч рублей, принадлежащего дворянам Пушкиным родового имения при селе Болдино Лукояновского уезда Нижегородской губернии…" Камень, установленный в память о сходе крестьян. 11 апреля 1918 года, когда по всей стране заполыхали дворянские дома (что, увы, коснулось и Михайловского), в Болдине состоялся сельский сход, который решал, что делать с усадьбой великого светоча культуры. Сход постановил – и этот вердикт стоит привести почти целиком: "Мы, нижеподписавшиеся крестьяне села Б. Болдино… обсуждали вопрос о том, что у нас в селе Б. Болдино есть усадьба, бывшая своевременно гг. Пушкиных, распространяющаяся среди селения в количестве нескольких десятин, на которой в настоящее время существует дом, особый флигель, в котором рожден и воспитан и проживал своевременно великий русский поэт А. С. Пушкин… А мы, стремясь к народному просвещению, давно ходатайствовали перед Министерством об открытии в нашем Б. Болдине в этой усадьбе в данном доме какого-либо высшего учебного заведения. А мы имеем полное желание эту усадьбу… взять на учет своего сельского Совета, соблюсти, сохранить, а доход сохранять в общественных классах и употреблять единственно для просветительских целей. И на месте сим желательно увековечить память великого поэта А. С. Пушкина (нашего помещика), а также равно день Великой нашей русской революции, по обсуждении чего единогласно постановили данную усадьбу, на ней постройки, сад и при ней полевую землю взять на предохранительный учет. На подлинном приговоре участвовало 45 домохозяев неграмотных, 29 грамотных, расписавшихся за себя и за неграмотных". Дом Пушкиных. Правда, путь к музею был не быстр и не легок. После революции в главном доме усадьбы устроили школу-четырёхлетку, в вотчинной конторе до конца Великой Отечественной войны работал детский сад. В это же время за усадебным парком никто не следил, он пришёл в запустение. В 1928 году по ходатайству членов Нижегородского краеведческого общества Академия наук СССР попросила Наркомпрос объявить парк в селе Болдино заповедником. В 1930-х годах об этом только говорили. Правда, в 1937 году, в день столетия со дня смерти поэта, на барском доме в Болдине установили мемориальную доску. Лишь летом 1944 года на заседании бюро Горьковского обкома ВКП(б) впервые поставили вопрос о реставрации пушкинского парка и организации музея. Но случилось это через пять лет, опять к дате: в год 150-летия со дня рождения Пушкина, в июне 1949 года, в Болдино был торжественно открыт музей, который сейчас – одна из "визитных карточек" и культурных кодов России. А все началось с благоразумия болдинских крестьян… Не правда ли, великое искусство творит чудеса? "Горбатый мостик" - один из живописных уголков болдинского парка.