Спектакль о Марлен Дитрих поставили в "Театруме" в Верхней Пышме
Петербургский режиссер Александр Баргман поставил в "Театруме" в Верхней Пышме "Марлен Дитрих". Моноспектакль играет петербургская актриса Олеся Казанцева. Как "Марлен Дитрих" очутилась в Верхней Пышме?
Спектакль продолжил разговор театра со зрителем о великих женщинах ХХ века. В репертуаре театра уже 14 спектаклей, зрители приезжают сюда специально из больших, даже столичных городов. А составить конкуренцию театральным столицам России - достижение по самому гамбургскому счету.
Первый моноспектакль на сцене "Театрума", об Эдит Пиаф, исполнила та же актриса, Олеся Казанцева, в постановке Александра Баргмана, ее супруга и наставника в профессии. Обе великие женщины вошли в историю культуры не только благодаря своему творчеству, но и благодаря любовным историям, которые вдохновляли мужчин на подвиги, творчество и отчаянные поступки.
Культ Прекрасной дамы, кажется, остался в прошлом, однако Эдит и Марлен оказались не только в центре мужского внимания, но и в эпицентре богемной жизни Парижа и трагических событий второй мировой войны.

В спектакле о Марлен режиссер и автор инсценировки Баргман сумел избежать соблазна рассказать всю жизнь великой женщины за час сценического времени. За эти 60 минут зритель успевает лишь прикоснуться к тайне большого таланта, ему как будто приоткрыли дверь в квартиру стареющей звезды, но не успел зритель влюбиться - как двери тихо затворились.
В спектакле про Эдит Пиаф Олеся Казанцева с большим азартом передает мальчишескую пластику Эдит, за которую ее и прозвали воробышком. Образ Марлен Дитрих вполне описывается определением "роскошная женщина".
Олеся умеет прожить эпизоды Марлен на съемках ее первых фильмов, жадно ловящей слова режиссера, и тут же отправляется за ширму, так что зритель видит сгорбленную возрастом великую старуху говорящей по телефону с молодым человеком. Актриса сама играет всех возлюбленных своей героини: Ремарка, Хемингуэя, Габена, и каждый из них схвачен в какой-то узнаваемой детали, которую мы помним, в основном, по фильмам тех лет. Например, характерный для жанра нуар мужской плащ и шляпа, - перед нами эскиз Ремарка. Свитер грубой вязки, который актриса прикладывает к своей груди, так что ворот оказывается на ее длинной шее, - вот и портрет Хемингуэя готов. Габена мы увидим на экране в любовной сцене с Марлен, причем экраном послужит легкая портьера, складки которой, как волны на ветру, слегка искажают лица, так что облик мужчины и женщины неуловим. Так бывает в сновидениях и воспоминаниях, всплывающих непроизвольно на поверхность из глубины памяти.

Олеся Казанцева великолепно поет. Из всего репертуара Марлен Дитрих режиссер выбрал настоящие жемчужины. Зал явно готов подпевать, да языки не все освоили. А вот Олеся Казанцева свободно переходит с французского на немецкий, затем на английский и обратно на французский. Произношение прекрасное, даже изысканное, чувствует она себя в европейской культуре как дома, совсем как Марлен Дитрих, знавшая языки с детства.
Красота нарядов и романов со знаменитостями не мешает звучанию трагической ноты сопротивления фашизму. Марлен, также как и Эдит Пиаф, была активисткой антифашисткого движения, не раз выступала на фронте, обморозила в окопах обе руки, так что должна была носить высокие перчатки всю жизнь после войны, пока выходила из дома.
Марлен была настоящим воином в жизни, никогда ни на что не жаловалась, в ее мемуарах совершенно нет обвинений в чей-то адрес или обид за то, что ей не воздали должного. Изгнание из Германии мучило ее, однако она сохраняла достоинство, совсем как Томас Манн, который ответил на вопрос журналиста, как он живет без немецкой культуры:
- Где я, там и немецкая культура!
Марлен Дитрих, конечно, была человеком мира, в то время как Эдит Пиаф осталась в памяти как француженка, одна из великих героинь Франции, рядом с Жанной Д'Арк и Марией Антуанеттой. Марлен Дитрих оказывается в пантеоне великих женщин золотого века кино. Если строить ассоциации, то она окажется рядом с Вивьен Ли и Одри Хэпберн, то есть в обойме американского кинематографа.
Удивительное дело, даже расположение театра "Театрум" в здании великолепного музея автомобильной техники задает контекст для обоих моноспектаклей Александра Баргмана. Коллекция содержит великолепные образцы автомобилей, еще недалеко уехавших от "самодвижущихся колясок", и все они на ходу! Буквально можно залить в них керосин и ехать. (В двигатели первых автомобилей на углеводородах заливали бензиновые очистители из аптек и хозяйственных лавок). Вуатюр отомобиль - так назывались первые экипажи с механическим двигателем. Некоторые экземпляры музея уже были в деле, когда Марлен Дитрих только родилась. Год ее рождения известен неточно. То ли 1901, то ли 1904, она любила напустить тумана в свою биографию. Многие модели, например, грузовики и джипы времен Первой мировой, точно перевозили Марлен по местам боев. Вероятно, театр в Верхней Пышме мог бы сделать специальную экскурсию, посвященную автомобилям на первой и второй мировой войнах, да и машины в голливудских фильмах - богатая тема. И та и другая связаны с Эдит Пиаф и с Марлен Дитрих нитью живой истории.

Можно позавидовать зрителям, которые увидят эти два спектакля впервые, два вечера подряд. Жители города Верхняя Пышма могут гордиться своим небольшим, но неповторимым театром, - постановки театра точно станут поводом для театрального туризма из других городов Свердловской области и всей России.
Справка "РГ"
THEATRUM - частный универсальный театр, первая в Верхней Пышме профессиональная сценическая площадка. Директор театра - Евгений Гапонов.
Верхняя Пышма, город-спутник Екатеринбурга, расположен к северу от столицы Урала.