Ученые выяснили, как римские проклятия повлияли на текст «Апокалипсиса»

Сотни лет назад жители Римской империи писали проклятия на тонких свинцовых табличках и прятали их в могилах, колодцах и других местах, считавшихся вратами в подземный мир. Эти мрачные ритуалы теперь не только приоткрывают завесу над повседневной духовной жизнью античного общества, но, как утверждает профессор Михаэль Хельшер из Рурского университета Бохума, находят отражение даже в Библии.
«Между 500 г. до н.э. и 500 г. н.э. проклятия были частью повседневной религиозной практики в римском мире», — говорит Хельшер, специалист по изучению и толкованию библейских текстов — «Поскольку эти проклятия часто записывались, мы можем читать и анализировать их и сегодня».
Зачем создавались проклятия

Что делает исследование Хельшера особенно интересным — это попытка проследить влияние этих ритуалов на Книгу Откровения, одно из самых загадочных сочинений Нового Завета. Откровение было написано в Малой Азии — регионе, где римские магические практики были особенно распространены.
Так, в главе 13 описан «зверь из моря» с богохульными именами на головах — аналогично тому, как на свинцовых табличках записывали имена врагов. По мнению исследователя, это символическое изображение римского императора и одновременное заклинание, осуждающее его власть.
В главе 18 говорится о падении Вавилона (аллегория Рима), где ангел бросает камень в море — жест, напоминающий уничтожение таблички с проклятием. По словам Хельшера, таким образом автор Откровения «переворачивает» магический ритуал, показывая, что сила Бога превосходит любую оккультную практику.
Автор отмечает, что сходные формулировки с табличками проклятий встречаются и в других главах «Апокалипсиса». С учетом того, что Библия переписывалась на протяжении веков разными авторами, неудивительно, что в нее могли проникнуть образы и тексты, характерные для своего времени.
Для Хельшера эти таблички — не просто артефакты суеверий, а свидетельство того, как язык использовался как инструмент духовного воздействия, власти и сопротивления.
«Библия не только благословляет, но и проклинает», — отмечает он. — «Даже Иисус в Евангелиях произносит проклятие — это вызывает важные этические вопросы: допустимо ли вообще проклинать? Как мы используем силу слов?»
В конечном счете, считает ученый, язык должен быть направлен на созидание, а не разрушение.
Новый ИИ подтвердил гипотезы о коллективном авторстве Библии
Древнейшая в мире буквенная надпись оказалась заговором от вшей
Подписывайтесь и читайте «Науку» в Telegram