Глава ВЦИОМ Федоров рассказал о характерных настроениях россиян
Независимость России не измеряется одним праздничным днем. Что в настроениях россиян сегодня самое характерное? Близка ли наша победа? Не переохладил ли ЦБ экономику? Сколько детей готовы рожать в российских семьях? Робот - наш конкурент или поставщик удобств? На эти и другие вопросы "РГ" отвечает человек, все знающий про общественное мнение, глава ВЦИОМ Валерий Федоров.
Уже ясно, кто победит. Речь об условиях мира
На фоне прошедших в Стамбуле переговоров и разворачивающихся победных действий России на фронте, на фоне нашей нарастающей победы что фиксируют социологи? Появились новые ожидания?
Валерий Федоров: Стало понятно, что у Украины нет ресурсов наступать. Последняя попытка в Курске очень дорого обошлась ВСУ. Ее следствием, кроме поражения в Курской области, стала и потеря позиций на Донбассе. Наши войска уже полтора года непрерывно наступают. Россияне уже не боятся "контрнаступа". как боялись в 2023-м. Удушения санкционной блокадой тоже не случилось. Страхи по этому поводу сменились настроением "ура, мы ломим, гнутся шведы". Пусть не быстро, но неуклонно.
Появилось и понимание, что цена, которую страна платит за участие в конфликте, не такая высокая, как думалось раньше. Экономический кризис 2022 года преодолен. Прирост ВВП в 2024 году - больше 4 процентов! Это больше, чем у Европы, США и большинства стран мира.
Никакого "налога кровью" на СВО не берется, в армию идут добровольцы и воюют не только по приказу и за идею, но и за деньги. Абсолютное большинство россиян наблюдают за военными действиями по ТВ и через интернет. Продолжается мирная жизнь, страна не превратилась в "единый военный лагерь". Вновь возникло ощущение, что "все идет по плану".
Страхи сменились настроением "ура, мы ломим, гнутся шведы". Мы побеждаем, пусть не быстро, но неуклонно
Главный спонсор Украины от нее отвернулся. Она осталась один на один с Европой, в военном смысле весьма маломощной, не субъектной. И речь уже идет не о том, кто победит, а о том, какие будут условия мира. И все это в совокупности усиливает оптимизм россиян.
И их уже сейчас больше волнует борьба Центробанка с инфляцией, "охлаждающая" экономику. Удержание сверхвысокой процентной ставки оказывает угнетающее воздействие на бизнес, потребительский рынок и расходы населения...
Удалось ли преодолеть экономические сложности, спрогнозированные вами в начале года, - опасность стагфляции и переохлаждение экономики, о котором говорит уже и президент?
Валерий Федоров: Усилия ЦБ по охлаждению экономики дали свой эффект. Но в результате и потребители, и производители погрязли в пессимизме - продажи падают, темпы роста зарплат уменьшились. Застройщики в ужасе, ипотека встала. Да и рост цен продолжается, хотя и более низкими темпами. Этого ли ожидали борцы с инфляцией?
От Победы до свободы

Что нового в главной драматургии общественных отношений - активных участников событий на СВО и тех, для кого важнее законы жизни потребительского общества?
Валерий Федоров: Многие участвуют в СВО по идейным соображениям. А многие - рассматривают это как работу, да еще и хорошо оплачиваемую. А для нашей "военной косточки" это то, к чему они готовились всю жизнь. Ну и есть, в конце концов, заключенные, которые, завербовавшись на СВО, получат свободу, если останутся в живых. Есть еще и мобилизованные... Мотивы у всех очень разные.
Но точно каждому вернувшемуся с фронта надо будет пройти ресоциализацию. Люди проходят ее по разному - кто-то быстрее, кто-то медленнее, кто-то с осложнениями, кто-то без особых трудностей. Задача государств и общества - помочь вернувшимся с СВО пройти этот путь быстро и наименее травматично. Для этого работает Фонд "Защитники Отечества", и предпринимаются усилия на разных уровнях власти. Вспомним программу "Время героев", помогающую бойцам приложить свои усилия на мирном поприще и ставшую для многих из них трамплином в большую политику. Сколько людей получают назначения в мэрии, администрации, сколько участвовало в праймериз "ЕР". Эти усилия направлены на то, чтобы участники СВО получали мощный карьерный "буст", а страна - контингент мотивированных, патриотичных и делом доказавших свою готовность послужить Родине управленцев, чиновников, политиков.
В этом году мы отмечаем 80-летие Победы. Насколько актуальна память о ней? Как она сейчас передается?
Валерий Федоров: День Победы - наш самый главный праздник после Нового года. Но если первый - семейный, то второй - общенациональный. Он существенно превосходит по популярности все другие праздники. А тут еще и юбилей, масштаб которого поражает. Государство в него очень сильно вложилось. Ну и современный контекст - СВО, столкновение с Западом, конечно, вызывает параллели с происходившим тогда...
Отличие этого юбилея от предыдущих - меньше ветеранов осталось в живых. И канал прямой передачи семейной памяти - из уст в уста, из поколения в поколение - стал работать слабее. Но зато отлично работают другие каналы - литература, кино, искусство, система образования.
В военном опыте заключены парадоксальные вещи. Один из самых больших парадоксов: война несет опыт свободы. Великая Отечественная дала поколение смелых и свободных. Можно ли что-то подобное ожидать сейчас?
Валерий Федоров: Опыт свободы, принесенный с войны, и в 1945-м, и в 1812-м, мне кажется, был связан с несвободной и бедной жизнью в России. Крепостничество при царском правлении и жесткость сталинского режима заставляли наших солдат вглядываться в гораздо более развитые и зажиточные - французские, немецкие - порядки жизни.
В 1945-м многие фронтовики-освободители получили колоссальный подрыв представлений о странах Западной Европы. Сравнение было далеко не в нашу пользу. Поэтому и говорят о заряде свободы. Но какой заряд свободы сейчас можно принести из Украины? Украина по сравнению с Россией, извините, большой разваливающийся колхоз - одна из беднейших стран Европы и вторая по бедности страна бывшего СССР. Она гигантски деградировала за последние 30 лет! Налицо опыт тотальной нищеты, коррупции, разложения и тихой гражданской войны, в которой половину страны нещадно унижали, заставляя отрекаться от собственного языка, культуры и идентичности. У таких вот лузеров, что ли, нам свободе нужно учиться?
Личный опыт сильнее пропаганды
Что делать с масштабной "офейкизацией" массового сознания, достигающей порой невероятных размеров и устойчивости? Как возвращать внимание общества к правде? Социология может выступить своего рода верификационным инструментом?
Валерий Федоров: Нет, социология не выступает верификационным институтом. Что касается фейков, то у нас уже у всех есть опыт борьбы с ними. И мы все сейчас, как правило, стараемся проверить любую информацию, прежде чем передать ее родным и знакомым. Конечно, есть особо доверчивые люди. Но тех, кто ничему не учится даже на опыте собственных ошибок, все-таки сейчас меньшинство. Большинство действует гораздо осторожнее. У нас сегодня, судя по опросам, только каждый пятый берет звонки с незнакомых номеров, остальные нет. Мы обретаем опыт дорогой ценой, обжегшись на молоке - дуем на воду. Помочь не попадаться в лапы мошенников и фейкометов могут массовая агитация и пропаганда. Но личный опыт сильнее массовой агитации. А вообще я думаю, что это детская болезнь информационного общества, и мы ее перерастем.
Семья как путеводная звезда
Не теряет своей актуальности тема семьи и демографии. Нам нужны совсем другие темпы и масштабы воспроизводства населения, чтобы не потеряться в этом мире. Год семьи не дал нам переломных демографических результатов, но и не задвинул эту тему в угол. Мы понимаем, что нам нужен не год, а десятилетие семьи, если не больше. Какие процессы тут наиболее показательны, а тенденции наиболее парадоксальны?
Валерий Федоров: Семья у нас последние 30 лет заявляется и остается главной ценностью. У нас просто какая-то даже гипертрофированная ценность семьи! Она сильно превосходит ценность государства, общества, нации. Причем у молодежи абсолютно та же картина - все хотят семью, в минуты тяжелой опасности бросаются к родственникам и близким. Так что за семью бояться не надо, она - наш идеал и путеводная звезда.
Но когда заходит речь о том, какой именно быть семье, то видно, что представления о ней резко поменялись, стали совсем уж размытыми, расплывчатыми, крайне широкими. Да семья, по мнению россиян, должна быть, но какая? И тут выясняется невероятная толерантность во взглядах на нее. Не очень приветствуемое на официальном уровне многообразие семейных отношений - на практике воспринимается совершенно спокойно. К детям, рожденным вне брака, мы толерантны. К 20-летнему сожительству без штампа в паспорте - тоже. К серийным бракам и разводам - тем более. К бездетным парам - тоже никто претензий не имеет. Всё это нас уже не беспокоит и не вызывает лишних эмоций. Каждый должен сам решать, какую семью ему строить - вот такой принцип торжествует сегодня в семейных отношениях! А самозваные "общественники" и политики, которые пытаются нас учить борщ варить, вызывают только насмешки и отвращение.
А семейные роли?
Валерий Федоров: Здесь тоже очень важные изменения. Если раньше в желании завести семью, родить детей, долго оставаться в этом союзе любящими и верными, и ни в коем случае не разводиться, лидировали женщины, - то сегодня всё ровно наоборот! Мужчины больше хотят официально жениться, завести детей и хранить верный супружеский союз с одним человеком. Женщины относятся к этому более свободно. Больше говорят о своей карьере, о том, что мужчина в общем-то не очень нужен, и без него можно прожить и поднять ребенка. Произошла вот такая тихая гендерная революция! Мужчины от нее немного в шоке. Болезненно переживают это изменение, смотрят на него как на снижение своего социального статуса. Ведь прежде они считали себя королями жизни, а теперь вдруг выяснилось, что короли-то порою голые...
Четыре сценария выжить
А заявляемые идеалы многодетности, зафиксированные в ваших опросах?
Валерий Федоров: Многодетность в России очень интересное явление, сосредоточенное сейчас на двух полюсах общественного богатства: в самых богатых - и в самых бедных семьях. В бедных - прежде всего в отдаленных сельских регионах, а в богатых - по всей стране. Богатые могут себе позволить много детей, потому что воспитывать и образовывать ребенка это очень дорого сегодня. Так что для богатых это даже индикатор их статуса: у меня много детей, я ими горжусь, я дам им лучшее образование и воспитание, они станут хозяевами жизни, я передам им свое дело и т.д. Бедные семьи многодетны в отдаленных регионах, преимущественно в сельских районах. А основное население страны находится в промежутке между этими полюсами и исповедует малодетную - один, максимум два ребенка - модель семьи.
А как же те, кто заявляет, что обязательно завел бы трех, а может быть и пятерых детей, будь такая возможность?
Валерий Федоров: Я думаю, тут по Жванецкому. Помните, его герой покупатель в магазине спрашивает: "Рыбы нет? - Нет! - Спичек нет? - Нет!". То есть какой вопрос - такой ответ. Если спросить у человека, почему он не хочет завести пятерых детей, он начнет что-то объяснять: квартира маленькая, зарплата низкая, жизнь нестабильная... А что на самом деле? На самом деле у нас есть социальная норма, согласно которой семья - это мало детей, один-два, три - уже исключение. А семья с пятью детьми - это вообще экзотика! И если эта норма изменится в сторону многодетности, то и рождаемость сильно вырастет. Рожать много будут благодаря, а не вопреки норме, как сейчас. Поэтому пропаганда многодетности и поддержка ее всеми силами - это действительно перспективный путь, он может сработать. Но этим нужно заниматься интенсивнее, выделять на это куда больше усилий и средств, чем сейчас, иначе эффекта не достигнуть.
В церкви много молодых пар с пятью и более детками...
Валерий Федоров: Верно! Так это и работает. В Израиле светские семьи - малодетные, а численность еврейского населения растет за счет ультрарелигиозных семей. Может ли у нас произойти что-то подобное? Теоретически да. А практически - маловероятно. Дело в том, что у нас сейчас нет тренда на рост религиозности. Скорее наоборот, церкви пустеют, молодое поколение слабо приобщается к религии. Времена религиозного возрождения миновали. Церкви сегодня трудно! Если возрождение и продолжается, то только в исламских регионах, численность их жителей действительно растет.
Таким образом, наша демография находится под ударом, у нас в стране наступила "демографическая осень". Что делать? Аналитический центр ВЦИОМ в мае выпустил доклад "Четыре демографических сценария для России". Вот эти сценарии: "Демографическая зима", "Демографическая весна", "Демографическое лето" и "Возвращение роботов". Это футурология на тему, как мы будем развиваться в ближайшие несколько десятилетий с точки зрения демографии. Надо определиться, какой из четырех сценариев нас как общество более всего устраивает? Определиться с пониманием, чего потребует от нас выбор в пользу одного из них. Ведь за будущее надо платить цену, и иногда высокую!
Скажем, приверженцы сценария "демографического лета" высказываются за стимулирование резкого роста рождаемости. Как это сделать? Предлагаются самые дикие идеи типа запрещения женщинам получать высшее образование и их тотального превращения в домохозяек. Мол, их удел - "киндер, кирхе, кюхен". Мы точно готовы на это пойти? Я лично в этом не уверен. А реалистичных рецептов что-то не видно!
С учетом высокой цены "демографического лета" я лично не исключаю, что де-факто в общественной жизни победит сценарий "Возвращение роботов". Он исключает целенаправленные усилия по увеличению количества населения и спокойно относится к процессу его сокращения. Приоритетом становится компенсация потерь рабочей силы через роботизацию. Чем хорош этот сценарий? Он позволяет избежать известной ловушки, когда страна становится старой, не успев разбогатеть. Да, мы будем стареть, но комфортно и зажиточно! А для этого нужно радикально преобразовать наш технологический уклад через автоматизацию, роботизацию, повышение производительности труда.
Увы, в вопросах демографии сегодня многовато вранья и "парадных" ответов, лукавства и ничегонеделанья. И так мы ничего не добьемся, только будем друг друга за нос водить и тратить на это время и деньги, а события будут развиваться совершенно в другом ключе.
Будущее, отзовись!
У вас во ВЦИОМ прошла дискуссия о научной фантастике в рамках "Диалогов о будущем"
Валерий Федоров: Дискуссия прошла в Национальном центре "Россия". "Диалоги о будущем" - это наш новый совместный проект. Мы хотим побудить людей размышлять о завтрашнем дне. Это полезно с точки зрения построения своей собственной карьеры и жизни: человек начинает думать о том, что у него впереди, и как правило, принимает более рациональные и успешные решения. Но еще полезнее думать о будущем для общества в целом. Мы не можем идти вперед, все время оглядываясь назад. И решая, кто был прав - красные или белые ... 100 лет назад? Или - как же мы же дошли до распада СССР 35 лет назад?! История - это наш национальный спорт, но выиграть в нем невозможно. Поэтому надо спорить не о прошлом, а о будущем. И намечать ориентиры - где мы должны оказаться через 5-10-20 лет? Что для этого надо сделать?
Чувство ностальгии понятно, но непродуктивно. Не надо увлекаться псевдоисторическими фантазиями - грустить по царской России или по СССР
Наши "Диалоги о будущем" помогают людям об этом говорить - не бояться мечтать, фантазировать, взвешивать альтернативы, искать наилучшие решения. Сейчас - самое время! В позднем Советском Союзе была своя довольно сильная футурологическая школа и традиция, своя яркая научная фантастика. Увы, с распадом СССР все исчезло. Нам объяснили: не нужно ничего своего придумывать, все уже придумано - на Западе! А если и мечтать, то только о том, чтобы построить у нас в России общество западного типа. Ну и зачем тут футурология?! Вот её и не стало, нашим будущим стал сегодняшний Запад.
И так продолжалось несколько десятилетий, пока не стало ясно, что эта цель и недостижима, и не вдохновляет нас. Сам Запад стал меняться в направлении, которое большинству россиян стало казаться все более странным, даже абсурдным. И своими действиями Запад стал все больше нас отталкивать. Возник вакуум целеполагания: если мы больше не хотим стать частью Запада - то кем мы хотим стать? На этот вопрос пока не нашлось хорошего, содержательного ответа, вместо него - лишь псевдоисторические фантазии. Кто-то грустит по царской России, кто-то - по СССР. Чувство ностальгии понятно, но непродуктивно. Нам нужен собственный яркий образ будущего, не сводимый ни к нашему собственному прежнему опыту, ни к опыту западных или восточных стран. Такой образ можно только придумать, создать, воплотить в жизнь. Это и есть наша самая актуальная задача на сегодня, я считаю. Решим её - и многие проблемы, которые сегодня кажутся нерешаемыми, либо решатся, либо вообще уйдут с повестки дня.
И еще один важный момент: сегодня все уже поняли, что надо жить собственным умом. Подражателей Америки, Европы, Китая осталось немного. Все понимают, что нужен собственный, российский путь. Ведь если сам не придумал себе будущего - то будешь жить в будущем, которое тебе придумал кто-то другой. И не факт, что он к тебе благорасположен, скорее всего - наоборот. Поэтому свои футурология и фантастика нам крайне необходимы. Чтобы их создать, надо научиться смотреть на все происходящее сегодня из 2050 или даже 2100 года. Это создаст совсем другой критерий правильности принимаемых решений.
Европа любит переживать закат, а мы смуты
У вас во ВЦИОМ всегда появляются рецензии на самые важные книги. Например, на книгу Эмманюэля Тодда "Поражение Запада"
Валерий Федоров: Тодд детально анализирует в ней черты заката Европы и находит их в "трансформации религиозной матрицы". Европейцы любят поговорить о закате Европы, один Шпенглер чего стоит, но он совершенно не одинок. В последнее время появляется все больше книг, констатирующих, что Европа свернула не туда и постепенно сходит с дистанции. Я бы сравнил это с нашей собственной, идущей от Чаадаева традиции, рассказывать о том, какие мы плохие, ненужные, никудышные, вторичные... Не стоит переоценивать значение этой традиции. Желающие бить себя пяткой в грудь всегда найдутся.
Среди рецензируемых вам новинок и книга Егора Гайдара "Смуты и институты". Хотя Гайдар, наверное, сейчас не самая модная фигура...
Валерий Федоров: Но тема его книги мне кажется очень актуальной. Она про то, что жили-были-не тужили и в какой-то момент: бах - полный развал, крах, руины, пепелища. Эта книжка про революции и смуты. У нас в стране они проходят регулярно. Только в 20 веке их было три - со вполне катастрофическими последствиями. Хотя Питирим Сорокин напоминает, что каждая революция проходит в своем развитии три этапа, причем последний - созидательный. Но до него еще нужно дожить, а это удается не всем... Так что стабильность, устойчивость, управляемость жизни для нас - очень важные ценности, именно потому что нам их не хватает. Ценится ведь всегда то, что в дефиците. Гайдар препарирует революционный процесс, показывая, когда и как начинается смута, при каких условиях она набирает силу и когда становится неудержимой, сваливая власть и радикально меняя общество. И какие страдания и бедствия приходится переносить при этом. Рассматриваю это как предупреждение власти и обществу, какую страшную цену заплатит наша страна, если нам не удастся обеспечить ее динамичное и поступательное развитие.